Новости с разных регионов

Александр Лазарев наступил на грабли, оставленные Олегом Меньшиковым

Артисты театра Армии возмущены незаконным увольнением

Несмотря на то, что театральный сезон практически закончился, но столичные театры продолжает трясти. На этот раз самый большой по размерам и с самой большой сценой в Европе – театр Российской Армии. Здесь уволена часть артистов, цеховиков. Несогласные уже обратились в суд. Что происходит в театре на площади Суворова, разбирался обозреватель «МК». 

Что известно на данный момент? Уволены 7 актеров: Ксения Таран, Денис Демин, Ольга Герасимова, Кирилл Кириличев, Анна Чижова, Виктория Сычева Никита Мареев и 8 сотрудников других цехов. Еще около 15 актеров подписали уведомления об увольнении, а новый договор с ними дирекция театра Армии пока не заключила, и не факт что заключит.  Двое из уволенных — Ксения Таран и Ольга Герасимова – уже подали  иски в Мещанский суд.

Чем дело кончится известно — к гадалке ходить не надо. Достаточно посмотреть, например, на подобный опыт театральной жестокости, выдаваемой за профессиональную необходимость, в театре Ермоловой, где худрук Олег Меньшиков в период (прошу обратить внимание) пандемии (!!!) уволил, а если быть юридически точным, не продлил контракт с 23 артистами, которые и без того получали копейки. И вот итог – все обратившиеся в суд восстановлены. Что-что, а трудовой кодекс у нас в стране чтят. И в случае с театром Армии – сомневаться не приходится — сценарий будет таким же.

 Тем более, что среди уволенных – мать троих (!!!) детей, то есть многодетная. Актриса Ксения Таран, проработала в армейском театре 21 год. А согласно трудовому кодексу РФ, женщин с тремя и более детьми нельзя увольнять без наличия уважительных причин. Похоже, в театре Армии с трудовым кодексом не очень считаются. 

Я связалась с Ксенией Таран, и вот что она рассказала:

— С 2016 по 2021 год, а потом с 2021 и далее договор с нами не переподписывался, а делались только дополнительные соглашения. Но просроченный договор становится бессрочным. Я написала об этом директору  Милене Авимской, но мне ответила не она, а ее заместитель Титов – что увольнение было законным, он ссылался  на статьи трудового кодекса, и еще добавил: «Что касается творческих кандидатур, все решает теперь главный режиссёр». То есть получается, что во всем происходящем в театре виноват Лазарев. 

Александр Лазарев – один из первых артистов Ленкома, продолжатель знаменитой театральной династии, но человек без опыта управления. Творческая личность, совсем не искушенный в административной казуистике, в декабре прошлого года он стал главным режиссером театра Армии. И в своем первом же выступлении в новой должности честно заявил, что, мол,  не хочет быть той метлой, которая по-новому метет. «Я не начну свою деятельность в театре с ремонта кабинета и увольнений неинтересных мне артистов, ни в коем случае. Наоборот, я буду стараться максимально использовать возможности и таланты здешней труппы» — в театре Армии и за ее пределами ему истово аплодировали. Но не прошло и нескольких месяцев, как Лазарев подставился. Или подставили? Хочется думать, что второе. 

Читать также:
Николай Цискаридзе отмечает юбилей

— Ксения, в чем все-таки видите истинную причину вашего увольнения? Формально, ваша биография говорит за вас – 21 год в театре, много играли, до увольнения у вас шесть спектаклей, хотя и с маленькими ролями.  В спектакле  «Главная роль»  играете жену главного героя.

— За 21 год у меня нет ни одного нарекания, один больничный, ни разу не сидела в декрете – а у меня трое детей. Муж (он человек творческий и понимает) всегда говорил: «Выходи», и я работала. Почему нас уволили? Директор театра Милена Авимская решила убрать тех, кто в театре высказывается открыто.  Я всегда говорила: «Мы мусор из избы не выносим, не пишем анонимок (а в театре есть такая практика), а все говорим открыто». Мы действительно задавали вопросы нашему руководству — почему несправедливо проводятся  кастинги? Потому что у директора  есть свои любимчики. А другим невозможно попасть в репертуар, потому что на роли назначает она, а мы на кастинги не допущены. Единственный справедливый кастинг был, когда у нас ставился  спектакль «Лавр». Туда как раз попали те, кто давно не играл. И только потому, что режиссер Эдуард Бояков сразу сказал, что сначала хочет видеть всю труппу.  Мы не говорили это где-то на стороне, понимая какая обстановка в стране, что идет  СВО. И что  не время для скандала, а выходит, что руководство театром этим пользовалось. Так же в свое время с подачи Авимской (она тогда была замдиректора) был уволен и наш  худрук Борис Морозов.

— А вы не пытались поговорить с Лазаревым?

— Александр Александрович вначале со всеми познакомился. Мы его очень ждали. При первом знакомстве я ему сказала, что артисту рассказывать о себе не надо, что артиста лучше узнать по совместной работе, и он пообещал, что мы встретимся в работе. Узнав об увольнении, мы подошли к нему, но встреча была уже другой. Не знаю,  что на него повлияло, но он так  холодно сказал, что все решено, и что он нас не видит. Были актёры, которые пытались защитить нас, но их сразу предупредили: «Не лезьте!». Самое интересное, что  при этом я была распределена в будущем спектакле «Давным-давно» и в том числе в новую работу самого Лазарева «Роман» по «Мастеру и Маргарите». 

Странно, что в данной ситуации отмалчивается и профсоюз театра Армии, но зато активно подключился профсоюз работников культуры Москвы, коллеги по несчастью из Ермоловского. И главное, народная артистка СССР, ведущая актриса театра Российской Армии Людмила Чурсина поддержала уволенных коллег: «Если главный режиссер не видит артистов, то мы ему подарим очки», —  довольно жестко и со свойственным ей юмором высказалась Людмила Алексеевна.  

Мы будем следить за делом уволенных артистов в театре Армии, и как его руководство усердно осваивает только отрицательный опыт кадровой политики в театре, хотя мы знаем и положительные. То есть человеческие.