Ностальгия стадионного размаха
Памятные концерты посвященные Михаилу Горшеневу уже стали традицией, но в этом году масштаб ностальгических шоу в Москве и Петербурге стал стадионным. Московский концерт прошел седьмого августа, в день рождения музыканта, и собрал внушительную толпу на футбольной арене «Динамо».
Пост-горшеневский период стал для фанатов «Короля и Шута» временем, когда о былом культе можно только вспоминать, однако новостей и событий связанных с группой по-прежнему много. После смерти Горшенева в 2013 году участники «Короля и Шута» объединились в группу «Северный Флот», на данный момент у них вышло четыре студийных альбома, а с 2021 года они выступают с туром TODD, основанным на некоторых релизах и одноименном мюзикле «КиШ».
Автор большинства текстов «Короля и Шута» Андрей Князев покинул группу еще в 2011 году ради своего сольного проекта КняZZ. За минувшее с тех пор время он выпустил девять студийных альбомов, самый свежий из которых датирован прошлым годом. Именно Князев курировал создание сериала «Король и Шут» ставшим проектом куда более громким, чем принято ожидать от теле-байопика. В восприятии большей части фан-армии Князь, скорее всего, является главной персоной в актуальной истории «Короля и Шута» и нужно признать, работа с архивами у Андрея в целом спорится.
Памятные концерты мероприятия, как правило, предсказуемые и рутинные, но Князев вместе с музыкантами своей команды превратил их в самодостаточное шоу, где дух «Короля и Шута» буквально витал над ареной.
Как это выглядело
Весьма обычно для местного стадионного рок-действа. Стандартная для стадионов сцена с сооруженным на ней фасадом очевидно того самого «проклятого старого дома» (эта конструкция в самом действе так и не сыграла никакой значительной роли), экраны и свет без особых изысков. Главной изюминкой стало не «железо», а софт, созданный для шоу. На самом большом экране сверкал и искрился прямо-таки сказочный мир, в котором шут, один из персонажей, выполнял функции конферансье. Все это выглядело иногда странно, иногда до жути экстравагантно, но очень по «кишевски».
Князев и Ко даже в своем гастрольном райдере просят избавить их от разогревающих групп, а когда речь идет о концерте, состоящем из песен «Короля и Шута», доводить публику до кондиции тем белее не нужно: народ был в отменном тонусе уже на интродукции. Оглушительный рок-шабаш стартовал с «Мертвого Анархиста» и завершился «Лесником». Ни в фан-зоне ни в VIP-ложах явно не хотели делить песни на хиты и нагрузку. Весь сет-лист приняли на ура и разве что на экваторе представления публике подвернулся шанс посентиментальничать.
После «Некроманта» группа ушла со сцены и прозвучал «Медведь» с голосом Горшенева и в сопровождении клипа, где у воссозданного образа ушедшей в мир иной рок-звезды, конечно же, главная роль. Потом музыканты исполнили инструментовку «Воспоминания О Былой Любви» и началась вторая часть действа, где страсти сгущались еще быстрее чем августовские сумерки.
На «Танце Злобного Гения» было плохо понятно кто звучит громче: группа, или толпа. Нон-стоп из «Прыгну Со Скалы», «Куклы Коодуна» и «Гимна Шута» превратил арену в океан адреналина. На бисовке два куплета «Проклятого Старого Дома» спел стадион, а «Лесник» по накалу страстей напоминал финал футбольного чемпионата мира.
Плюсы
Если на концерте главное атмосфера, то с ней все сложилось наилучшим образом. Иногда казалось, будто мероприятие отлично вписывалось в набор активностей объявленного года семьи. Это был вечер когда проблема отцов и детей как будто исчезла на пару часов. «Мы все покойники, он тоже будет труп!» — с восторгом кричали папа, мама и сын младший школьник, превращая все происходящее еще и в огромный праздник непослушания. И таких семей было немало.
О месте «Короля и Шута» в местной музистории иногда принято спорить, но если просто посмотреть по сторонам, на детишек и серьезных дядечек, горланящих «кишевские» хиты, на оркестр Cogmo, который на недавних «Алых парусах» в Петербурге исполнил эти песни как настоящие гимны, то может возникнуть ощущение будто Горшок, Князь и их банда, понимая или нет, придумали новый фольклор.
В нем кельтское мешается с нижегородским, хорор-панк с русскими сказками, но в итоге получаются музыкальные сюжеты, которым по-прежнему верят и помнят наизусть. Чем не народное музыка? Куда народнее, чем переложенные на диско-бит примитивные частушки, выдаваемые за откровения нового времени.
Если вернуться к критиканскому бубнежу, то одиннадцать студийных альбомов, из которых по крайней мере половина прогремели так, что их могли услышать абсолютно все, не очень-то просто свести в один концерт. Однако у Князева это получилось. Возможно в данном случае важную роль сыграла манера сочинять. Ее правильнее назвать лаконичной, не предполагающей лишней музыкальной помпы и самонадеянных аранжировок. В итоге в два часа шоу уместились тридцать песен. И по динамике действа это наверное самые не скучные концертные два часа за последние годы.
Минусы
Они давно известны. «Король и Шут» никогда не были виртуозами, не ставили себе больших амбиций в концертном звуке и, в общем, не брали каких-то невероятных вершин в сонграйтинге. Все это в очередной раз подтвердилось. Однако тотальное ликование практически исключало возможности хмуриться и искать поводы придраться.
Фраза вечеринки
«Сохраните в себе шута!» — крикнул Князь в финале шоу. Не так уж часто заявление рок-звезды в точности повторяет рекомендации, которые сейчас можно получить в кресле психолога. Ну и времена…
по теме