Новости с разных регионов

Герасимов, Богомолов, Машков: в нескольких столичных театрах сменилось руководство

Шесть театров на троих

7 июня 2024 года войдет в театральную историю как день больших освобождений и больших назначений. Именно в этот день Департамент культуры Москвы объявил о смене руководства в трех столичных театрах — в «Современнике», Сатире и Театре Романа Виктюка. Владимир Машков, Константин Богомолов и Евгений Герасимов — трое известных в новых предлагаемых обстоятельствах. Шансы назначенцев и вверенных им театров оценил обозреватель «МК».

Все произошло именно так, как мы любим, — внезапно. Да, под конец сезона слухи вяло будоражили театральную общественность (продлят контракты с действующими или нет?), но когда именно и кого на кого поменяют, было неизвестно.

Но тем не менее Департамент культуры подбавил газку, и пошла театральная движуха. В четверг в 22.00 все артисты Театра сатиры, законно строившие планы на уик-энд, внезапно в общий чат получили сообщение: «Завтра в 13.00 вызывается вся труппа театра. Явка обязательна. Пожалуйста, не отпрашивайтесь ни у кого, слишком серьезная ситуация». А тремя часами раньше в Депкульт были вызваны худрук Сергей Газаров и его директор Игорь Берлин, которых вежливо поблагодарили за работу, но уведомили, что в Сатире они больше не служат.

В середине дня пятницы состоялось собрание, где труппе уже был представлен новый худрук — Евгений Герасимов, управляющий Театром на Малой Ордынке (в девичестве «Луна»). Собрание прошло бурно, вопреки ожиданиям чиновников и назначенца. Артистов как прорвало — всплыли все проблемы, до сего дня публично не озвученные, и чувствовалось, что с артистами в Сатире никто особо не разговаривал. Во всяком случае, Алексей Фурсин, год как возглавляющий культурное ведомство столицы, услышал от них правду или бледное подобие истинного положения вещей.

А артисты выступали, как они это умеют, эмоционально, но во многом были убедительны. Говорили о том, что слияние труппы Сатиры в 54 человека с труппой театра Джигарханяна, где артистов почему-то оказалось не меньше, ничего хорошего не принесло ни той, ни другой, а только умножило проблемы.

— Те, кто придумал это объединение, понимают, что такое театр? Труппа Театра сатиры два с половиной года сидит без работы, а у нас опять на сцене сериальные звездуны — лишь бы афишу заполнить, — говорила Мария Ильина. — Мы пережили тяжелые времена в перестройку, когда от нас ушел зритель. И каждый раз, когда приходит новая «метла», от нас снова уходит зритель. И все они говорят о чем угодно, только не об искусстве и не о театре. И все их прекрасные разговоры заканчиваются тем, что приходят непонятные люди и используют нашу сцену. Ну сколько это может продолжаться? Кто-нибудь подумает о людях?

Критика, которую слушало культурное начальство, относилась даже не к Герасимову, который только зашел в здание на Садово-Триумфальной и ничего еще не успел натворить, а к Газарову и его команде. Но теперь это уже вчерашний день Сатиры, вписанный в 100-летнюю историю театра не самыми яркими красками. А каким будет завтрашний день? Это уже вопрос к Герасимову, тоже, похоже, не ожидавшему такой «радушной» встречи. Но худрук Театра на Малой Ордынке молча оценивал критичность ситуации и осознал, что вступил в зону большого риска. Справится ли он с вызовом, который принял?

— Может, хватит на нас тестировать свои амбиции? — спросил молодой актер Семен Лопатин. И предложил выдвинуть худрука из своих рядов — актрису Яковлеву, не присутствовавшую на этом непростом собрании.

Очень непростом не только для чиновников Депкульта, но и для артистов. Прямо во время выступления Фурсина и Герасимова сначала раздался крик «Дайте валидол!» и «Дорогу!», затем увидели, что под руки ведут кого-то. Как выяснилось, артисту Кириллу Анисимову (как раз из театра Джигарханяна) стало плохо. Он начал сползать с кресла, его подхватили коллеги и спустили вниз. Он сумел сказать, что у него немеют пальцы, а уже бывший директор Игорь Берлин махал над ним пиджаком. Итог собрания — одна «скорая», масса возмущений и обещание от главы Депкульта встретиться еще раз с трудовым коллективом. Последнее обнадеживает.

Таким же неожиданным стало для всех назначение Константина Богомолова в Театр Романа Виктюка. Где, спрашивается, Бронная, а где Виктюк с его пластичными артистами? Сам КомБог в день объявления находился в Питере на Экономическом форуме, ничего комментировать не стал, лишь написал на своих страницах в Телеге и ВКонтакте следующее:

Читать также:
Сериалы «Актрисы» и «Балет» превратили театральный мир в триллер

«Дорогие друзья! В связи с этой новостью хочу сказать следующее. Предложение возглавить еще один театр — это серьезный профессиональный вызов. Моя задача — сделать так, чтобы это пространство — уникальное пространство, созданное в начале XX века выдающимся русским архитектором и замечательно отреставрированное городом, — стало бы новой точкой притяжения для москвичей и гостей города, для всех, кто любит театр.

Я делаю театр для людей. И работа с этим театром — не будет исключением. При этом не существует универсальных рецептов создания успешной площадки. И невозможно «шить костюм» для разных театров по одним лекалам. Каждое пространство уникально — место на карте, здание, люди, история. Однако есть очевидные вещи, к которым нужно стремиться. Высокое профессиональное качество, высокая художественность, живое чувство современности и зрительский успех — вот, на мой взгляд, составляющие хорошего театра».

Константин пообещал изучить репертуар, равно как и творческий состав. По словам режиссера, он не испытывает желания все зачистить и начать с нуля. Не обещает произносить «сладких» речей, которые коллективы часто слышат от новых руководителей, желающих «успокоить» людей. Но конкретику отложил только на «после знакомства с репертуаром и положением дел».

«Конечно, я прихожу руководить театром, созданным режиссером-автором. Воспитавшим и своего актера, и свою публику. Но думаю, что худшее, что можно было бы сделать в память о режиссере, — превращать рожденный им театр в музей, имитировать или мумифицировать его стиль. Верность отечеству, верность семье — непреложная ценность, основа человеческого существования. В искусстве же верность стилю — знак застоя. Театр ждет обновление. И этого не нужно пугаться. Этому надо радоваться». При этом Богомолов дал понять, что менеджерская команда Бронной станет для него опорой в работе с новой сценой и коллективом.

Что касается «Современника», то в театр на Чистые пруды приходит мощный лидер. Это почувствовали все с первых его слов на сборе, состоявшемся здесь в субботу: Владимир Машков был краток, жесток, говорил про Волчек — для него память о ней, существовавшая в театре лишь в теории, как затасканное знамя, совсем не пустой звук. Еще при жизни Галины Борисовны Владимир Львович заглядывал к ней, говорил о театральном квартале, и она его в этих мечтах всячески поддерживала. Она его любила, и можно только сожалеть, что не успела передать бразды правления. После ее ухода театр, входивший в пятерку лучших столичных театров, буквально за два сезона внутренне расшатался, раскололся не без помощи прежнего худрука. Теперь же большинство артистов рассчитывает, что в связи с приходом Машкова «Современник» вернет себе былую славу. «Я знаю, что Галина Борисовна видит и чувствует, что сейчас в сердце и голове каждого из нас», — произнес Машков, и это прозвучало как предупреждение.

Важная деталь — Владимир Машков назначен в «Современник» почему-то директором, а не худруком. Но это скорее может говорить о том, что либо будет изменен устав театра, либо произойдет объединение театров двух великих современниковцев, созидателей — Галины Волчек и Олега Табакова.

Подводим итоги: за выходные круто изменена жизнь сразу трех крупных столичных театров, трех руководителей, два из которых (Машков и Богомолов) — лидеры своего направления. Что у них получится, в какую сторону они развернут приписанные к ним «корабли» и как разберутся с командами — разговор недалекого будущего.

А вот происходящее в настоящем крупно обозначило тенденцию, вытекающую из одной глобальной проблемы — кадры, которых нет. Скамейка запасных на городском и федеральном уровнях, о которой говорят и все без результата, по-прежнему пуста. Пуста, если на одного успешного худрука или директора теперь приходится по два, а то и три театра. Но успешные не значит железные. Они тоже люди, тем более с природой театральной, и таких нагрузок, которые теперь получили три назначенца, могут не выдержать.