Новости с разных регионов

Камерная выставка в Доме-музее Станиславского удивила лаконизмом

«Синяя птица» оказалась белым голубем

В старинном особняке в Леонтьевском переулке Константин Сергеевич Станиславский провел 17 лет, так что дом-музей хранит прикосновения великого режиссера метафорически и буквально: здесь он жил, занимая второй этаж (до 1938 года, до его до последних дней), здесь он проводил репетиции…

С ценностью локации определились. Теперь остается выяснить, что «недвижимая», постоянная составляющая музея находится в основных помещениях. А в пространстве под сводами дома проводят временные выставки, о предыдущей, посвященной постановке в Московском художественном театре 1900 года «Снегурочки» Островского, «МК» рассказывал осенью 2023 года в отдельной публикации.

На смену Островскому в июне 24-го пришел Метерлинк.

Представленный публике этим летом проект «Следуй за синей птицей» удивил лаконичностью. Собственно, это реализация замысла художника-концептуалиста Евгения Гриневича с милыми дополнениями к этому замыслу.

«Тотальная инсталляция», картины Гриневича, живописные работы студентов Луганской академии искусство им. Матусовского (ребята представили вещи и места, которые для них символизируют счастье) – всё это отсылает нас не столько к самой философской сказке-притче бельгийского писателя, но к спектаклю «Синяя птица», поставленному отцами-основателями МХТ в 1908 году. (В это время, кстати, пьесу еще даже на русский не перевели, рассказывают музейщики.)

Пожалуй, самый впечатляющий экспонат – это размещенная на входе в выставочные залы «декорация» («По мотивам Метерлинка», Макс Ломак): дети дровосека Тильтиль и Митиль, связанные нитью, обвивающей пальцы их рук, клетка с открытой дверцей и «синяя птица», которая по факту оказалась… белым голубем.

Читать также:
Онлайн музыка: где послушать бесплатно

Такую «недостаточно синюю» птицу Фея в одной из сцен, как мы помним, отвергла – и послала детей искать настоящую.

Метерлинк в принципе здесь дает нам простор для интерпретации. Но одна из деталей инсталляции все же не соответствует прообразу — судя по архивным черно-белым мхатовским фотографиям начала прошлого века, клетка тогда была круглой формы — в моде были исключительно такие.

Но пойдем дальше. Исторической основой выставки стали эскизы одного из пионеров русского театрально-декорационного искусства Владимира Егорова. При этом эскизы Егорова, современные живописные или же даже мультимедийные интерпретации метерлинковских идей (без применения нейросетей не обошлось, конечно же) говорят нам об одном – об извечном стремлении человека лететь за своей мечтой. И о тоске по крыльям, которые когда-то получил Икар и которыми обладают, судя по религиозным представлениям, ангелы.

А эмоциональной смолой, собирающей все эти детали воедино, стали птицы-оригами, созданные воспитанниками детских домов.

«Егор, 16 лет, Карабановский детский дом», «Глеб, 7 лет, Петровский детский дом», — гласят подписи на сотнях бумажных птичек, а рядом – незамысловатые просьбы к взрослым, например, признание ребенка о том, что он любит играть в настольные игры.

Помнится, в фильме «Аватар» при встрече синекожие аборигены Пандоры произносят: «Я тебя вижу». Остается надеяться, что эти имена и послания будут увидены и услышаны.