Новости с разных регионов

На Исторической сцене Большого театра завершился международный фестиваль балета «Бенуа де ла Данс»

Классика и современность балетного «Оскара»

На исторической сцене Большого театра прошел второй вечер фестиваля «Бенуа», который во всем мире называют балетным «Оскаром». Накануне, на церемонии награждения, вручали призы — статуэтки Игоря Устинова. Вторая серия фестиваля называлась «Звезды «Бенуа де ла Данс» лауреаты разных лет». А на Новой сцене в этот вечер Большой тоже давал балетный концерт, в очередной раз показывая и доказывая свою уникальность. Есть ли еще в мире подобный театр, способный провести одновременно два интересных с художественной точки зрения балетных гала?

Как правило, на второй вечер «Бенуа» раньше выступать приглашали самых именитых звезд мирового балета, и он всегда пользовался даже большей популярностью нежели вечер первый. И на этот раз на Исторической сцене главного театра страны выступили самые известные танцовщики, правда выписанные не из-за границы, а «выращенные» на родной сцене,

Для поддержания международного статуса из иностранцев на этот раз в концерте участвовали только номинанты «Бенуа», которых мы видели на церемонии награждения, но премии не получивших. Правда теперь уже китайская пара Сунь Хуэйсинь и Чжан Хайдун из Ляонинского балета показали не современный номер, а па-де-де из «Лебединого озера» в хореографии Владимира Малахова. А японка Акира Акияма, запомнившаяся по предыдущему выступлению в современном балете Дзё Канаморе «Принцесса Кагуя», уже с новым партнером, прыгучим Арата Миягава (на «Бенуа» не номинировался), станцевали опять же классику – па-де-де из балета «Талисман», которому составители программки упорно продолжают приписывать авторство Мариуса Петипа, в то время, как в действительности хореографию к этому эффектнейшему номеру сочинил отечественный классик Пётр Гусев. 

Тем не менее как ни старались, в классике иностранцы смотрелись не так выразительно, как в современном репертуаре. Российские же танцовщики, прославившиеся во всем мире именно своим исполнением классических спектаклей, наоборот, по задумке художественного руководителя фестиваля Светланы Захаровой, должны были выйти из зоны комфорта и были представлены в этот вечер в номерах современных хореографов. Впрочем, поднаторевших и в современной хореографии звёзд Большого театра (а именно они были в абсолютном большинстве на этом концерте) это ни только не смутило, а кажется, наоборот вдохновило.   Хотя результаты такого эксперимента получились, конечно, у всех разные. 

Наибольший результат в пространстве современного танца показал хореограф Вячеслав Самодуров, выстроив артистов Театра балета имени Леонида Якобсона в забавнейший «паровозик», в отрывке из созданного им на эту труппу отличнейшего балета «Озорные частушки» на музыку Родиона Щедрина.

Эффекта добился и Семен Чудин. Образцовый классик органично вписавшийся в поставленный специально на него номер Владимира Варнавы «Сон, вызванный полетом». Варнава не сильно пытался воздействовать на природу танцовщика, лишь изредка пытаясь ломать движения его тела, вплетая в привычную для него лексику, авангардистские приемы. Без какого-либо радикализма обошелся и Дмитрий Антипов, только подчеркнув достоинства таких прекрасных танцовщиков, как Артем Овчаренко и Евгения Образцова, в своем красивом, сделанном в неоклассическом стиле, номере «Элегия» на музыку Сергея Рахманинова.

Реабилитировался в концерте «Звезды «Бенуа де ла Данс» лауреаты разных лет» и Максим Севагин, выгодно продемонстрировавший в предыдущий вечер достоинства своей хореографии в отрывке из балета «Класс-концерт» (за этот балет Севагин и был номинирован на «Бенуа»), но провалившийся с па-де-де из балета «Снежная королева». Если на своего подчиненного премьера Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Дениса Дмитриева, изображавшего в этом па-де-де Северного оленя, он напялил торчащие в разные стороны, похожие на ослиные, и уродующие его оленьи уши, то на себя, в поставленном им же, по предложению Светланы Захаровой, дурашливом номере «Король да шут», надел корону. Не забыл худрук балета «Стасика» выигрышно подчеркнуть в собственной хореографии и феноменальную пластику своего тела, на контрасте с движениями, поставленными на изображающего королевского шута Рината Ханджяна из танцевальной компании «Context. Diana Vishneva».  

Читать также:
Писатель Алексей Полубота объяснил, почему ушел на фронт

Украсили вечер и артисты Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Константин Зверев в удачном номере «Не вовремя» своего коллеги по театру Александра Сергеева. А уж от красоты, пользовавшегося на концерте большим успехом, известнейшего и ставшего уже классикой дуэта Анжлена Прельжокажа на музыку Моцарта из балета «Парк» в исполнении лауреатов «Бенуа» предыдущих лет Ренаты Шакировой и Кимина Кима, нельзя было отвести и взгляда. Хотя трактовали этот эротичнейший эпизод спектакля мариинские танцовщики довольно целомудренно, держа себя, что называется в рамках приличия.

Михайловский театр в этом году высадил на «Бенуа» настоящий десант. В первый день на концерте, после церемонии награждения, эффектно выступил в соло на собственную хореографию «Санкт-Петербург – Амстердам», созданную на песню Жака Бреля, Никита Четвериков. Текст песни, рассказывающий о «грязном» отдыхе в кабаках и борделях Амстердама портовых матросов, с хореографией правда никак не вязался, но позволил номинанту, показать всю свою незаурядную техническую оснащенность и поразить публику прыжками.

Во второй вечер артисты Михайдовского театра прекрасно показались на московской премьере номера в хореографии своего худрука Начо Дуато “Arenal”. Помимо премьера этого театра Ивана Зайцева и примы Ирины Перрен в дуатовском номере участвовал хорошо знакомый москвичам Данила Хамзин – артист, год назад ушедший из Большого театра, успевший поработать за это время поваром (оказалось, танцовщик неплохо и с удовольствием умеет готовить) и обратно вернуться в балет, на сей раз в кордебалет Михайловского театра. Судя по тому с каким упоением вместе со своими новыми коллегами он танцевал в прекрасной хореографии испанца – перешёл не зря.

В собственном эксперименте пожелала участвовать и сама Светлана Захарова, впрочем, очень часто, как и другие артисты большого, танцующая современную хореографию. Балерина -ассолюта блеснула в номере «История танго» на музыку танго Астора Пьяццоллы «Кафе 1930», который на неё и на себя поставил её постоянный партнер Артемий Беляков, ставший лауреатом «Бенуа» этого года. Причем аккомпанировал этому номеру на скрипке, вместе с гитаристом Романом Зорькиным, лично муж Светланы Захаровой Вадим Репин.

Лишь несколько исключений сделала на этом вечере худрук «Бенуа». Потому что открывал второй концерт дуэт звезд Большого театра, только восходящих, пока не известных широкой публике и не являющихся ни лауреатами, ни даже номинантами «Бенуа» – Евы Сергеенковой и Дмитрия Смилевски. Они отлично исполнили па-де-де из балета датского классика Августа Бурнонвиля «Сильфида». Тут в очередной раз сразил Дмитрий Смилевски – один из самых молодых премьеров за всю история Большого театра. Его филигранные заноски и прочие ажурные кружева датской техники он выписывал ногами с такой непостижимой скоростью и точностью, что вызывал только ахи и охи искушенных балетоманов.

Вторым исключением стала нынешняя лауреатка «Бенуа», прима Мариинского тетра Олеся Новикова, которой позволили нарушить неписанное правило, и во второй вечер показаться в адажио из балета «Ромео и Джульетта» в хореографии Леонида Лавровского, которое она уже исполняла после церемонии награждения. На этот раз она только поменяла партнера. Теперь вместе с ней в роли Ромео танцевал Денис Родькин. Но эта замена никак не отразилась на красоте адажио. Олеся Новикова всё также потрясала публику в партии Джульетты. Да и Денис Родькин, как и Артемий Беляков прежде, смотрелся в этом адажио поэтично и выразительно.  

Не упустила случая показаться перед публикой в нетленной классике, да и во всей своей красе, и сама руководительница «Бенуа» Светлана Захарова. Завораживающе плетяя в «Лебеде» Михаила Фокина, она выписывала узоры своими выразительными руками-крыльями, передавая ими зыбь воды, трагично поникала в финале легендарного номера на музыку Камиля Сен-Санса.