Доктор шлягер
Девятого марта Михаил Гуцериев отметит 65-летие, и в этот день именинника поздравит в том числе и почти весь российский шоу-бизнес. Так уж вышло, что в резюме Михаила Сафарбековича не только достижения генерала большого бизнеса, но и сотни песен, строчки, а иногда мелодии авторства юбиляра, которые распевают миллионы любителей российской эстрады. По итогам недавней церемонии «Виктория» Михаил Гуцериев вновь назван «Поэтом года», что можно считать отличным подарком к юбилею.
Сам Гуцериев иногда называет себя сначала поэтом, потом бизнесменом, и несмотря на то, что подобное самовосприятие многим может показаться немного наигранным, творческий стаж Михаила Сафарбековича ничуть не короче делового. Музыкальная школа в детстве, увлечение литературой и стихи в стол в уже осознанном возрасте поначалу вряд ли могли составить конкуренцию тому, что принято называть серьезным образованием и настоящей работой. Но, как принято выражаться в подобных ситуациях, творчество не отпускало, и, уже будучи успешным предпринимателем и весьма влиятельным человеком, Михаил Гуцериев решил дать себе шанс как автору песен.
Своим крестным отцом в музыкальной индустрии Михаил Сафарбекович называет Александра Буйнова, который после знакомства с совершенно неизвестным в музыкальных кругах поэтом предложил написать музыку для нескольких стихотворений. В 2012 году сразу три шлягера на стихи Гуцериева попали в «Песню года»: «Две Жизни» в исполнении Александра Буйнова, «Джокер» Стаса Михайлова и «Территория Любви» Рады Рай.
Подобный подбор соавторов и исполнителей для песен выглядел более чем логичным. Увлечение классической поэзией, образование и жизненный опыт были весьма подходящим бэкграундом для лирики высокого эстрадного полета, а сливки музистеблишмента могли обеспечить новому для широкой публики поэту прямо-таки идеальную с точки зрения возраста и музыкальных пристрастий аудиторию.
Движение по эстрадной дорожке быстро приобрело стабильно-успешный характер. В соавторах у Михаила Сафарбековича значились Игорь Крутой, Ким Брейтбург, Андрей Мисин, Виктор Дробыш и другие композиторы из категории легенд, а исполняли песни артисты, не нуждающиеся в особом представлении. Сам Иосиф Кобзон записал сразу три песни на стихи Гуцериева. А еще были София Ротару, Филипп Киркоров, Надежда Кадышева, Тамара Гвердцители, Александр Малинин, Таисия Повалий, Валерия, Кристина Орбакайте, Николай Расторгуев, в общем, звезды федерального охвата.
Нужно признать, что все участники этого эстрадного процесса отлично подходили друг другу. Взрослые песни для взрослых людей и явно с прицелом на долгую жизнь в звездных репертуарах.
Впрочем, репутация приверженца классики жанра ничуть не помешала Михаилу Гуцериеву проявить любопытство к территории, на которой обитают артисты, предпочитающие более модернистские и авантюрные музыкальные сценарии. Мало кто мог предположить, что у респектабельного поэта вдруг найдется общий знаменатель с лидером «Ногу Свело!» и неформалом в эталонном смысле Максом Покровским. Но в итоге получилось именно так, и Макс написал на стихи Михаила Гуцериева четыре песни, которые вышли как сольные треки и видео музыканта.
Можно предположить, что работа с артистами, которые стараются держать нос по ветру, процесс весьма хлопотный. В треках, претендующих на статус примодненных, от строчек требуется не столько смысл, сколько фонетические рифмы, и слова часто выполняют роль своего рода хуков в общей звуковой картине. Сам поэт признает, что иногда приходится повозиться, и текст переделывается несколько раз. Но результат того стоит, если речь идет о песне «Неделимые» в исполнении Димы Билана или «Камень на Сердце», которую записала Полина Гагарина.
Романс как жанр всегда находился в стороне от поп-музыки прежде всего из-за завышенных по среднеэстрадным меркам требований к мелодии и лирике. Но Михаил Гуцериев и здесь сумел найти нужные слова. Вместе с композитором Андреем Мисиным была написана песня «Вышло Время Безумных Страстей», которую исполнила дива русского романса Нина Шацкая. У певицы свой подход, она всегда отмечала, что ценит в песнях некоторую театральность и не боится старомодности, если речь идет о словах и музыке, которые наполнены особенным смыслом.
Постичь жанр под названием «Алла Пугачева» вряд ли под силу даже тем, кто работал с певицей долгие годы. Примадонну до сих пор очень сложно приписать к какому-то стилю и еще сложнее понять, что именно Алла Борисовна хочет спеть. Михаилу Гуцериеву это удавалось дважды. С песнями «Не Звони» на музыку Андрея Ктитарева и «Тянет Сердце Руки», написанную с уже упомянутым Максимом Покровским. В качестве ответного жеста Примадонна лично вручила Михаилу Сафарбековичу награду в номинации «Лучший поэт-песенник» на церемонии «Песня года» в 2016 году. «Я счастливей всех», — сказал тогда победитель со сцены «Олимпийского», цитируя строчку из песни Григория Лепса, который тоже исполнял песни на стихи Гуцериева.
«Русская песня невозможна без слезы и улыбки», — сказал Михаил Сафарбекович в интервью «МК», и поэту, написавшему для самых разных звезд более двух сотен шлягеров, наверное, можно верить. Даже Гуцериев со всем его опытом, скорее всего, не может на сто процентов просчитать хит, но к своему 65-летию поэт и композитор стал настоящим экспертом по сентиментальным песням для самой разной публики. И на дне рождения Михаила Сафарбековича за это наверняка произнесут отдельный тост.