В Театре Маяковского отметили 102-ой День Рождения
29 октября Театру Маяковского исполнилось 102 года. День Рождения отметили литературно-поэтическим концертом. Зрителей посадили на сцене, а концерт отыграли из зрительного зала. С днем рождения Маяковку поздравили Дарья Повереннова, Наталья Коренная, Юрий Коренев, Любовь Руденко и молодые артисты труппы. Подробнее о концерте — в репортаже «МК».
К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к 102-летию молодые актеры делятся со сцены любимой поэзией.
Зрителям обустраивают зал прямо на легендарной сцене, а артистов, задействованных в праздничном вечере «перемещают» в зрительный зал, который ни с чем не спутаешь: узнаваемые ярко-алые кресла, золотая лепнина на бельэтажах и балконах, изящная люстра. Перед третьим звонком разглядываю, как занавес выглядит изнутри — оказывается, что посередине проходит необычная красная полоска.
Вместо голоса динамика («выключите телефоны!») — голос художественного руководителя, Егора Перегудова:
— Два года назад у нас было столетие. Был такой ответственный момент. Значит, мы выпустили спектакль «Истории». О сегодняшнем дне мы подумали: это не юбилей, но День Рождения, его все равно отметить хочется. Олег Сапиро предложил сделать в День Рождения Праздник Поэзии. Наш театр носит имя поэта Владимира Маяковского, и вот это поэтическое начало хотелось вернуть, вспомнить и возродить. Поэтому сегодня вы увидите не просто 102 года истории театра, но и 102 года поэзии и музыки.
Забегая вперед, хочется сказать, что самого Маяковского, как и его талантливых творческих «наследников» и продолжателей в этот вечер на сцене будет много. Цель концерта — показать целый век поэзии. В Маяковке ее исследуют слой за слоем, и показывают главные поэтические лица из каждой эпохи — от Маяковского до Анны Логвиновой. В этот вечер будет много аплодисментов, любви к театру и литературе и конечно же — артистов Театра Маяковского.
Начинают поэтический концерт с нападок на эту самую поэзию словами Владимира Владимировича:
— А много ль в языке такой чуши,
чтоб сама
колокольчиком
лезла в уши?!
Стихотворение это», кстати, написано Маяковским 101 год назад — в первый год существования Театра Революции. Так в Маяковке начинают летопись, параллельную летописи собственной истории, которая оказывается созвучна не поворотным для театра моментам – а господствующим настроениям.
А история у Театра Маяковского — богатая и на имена, и на революционные (в прямом и переносном смысле) спектакли. Главными режиссерами и художественными руководителями театра были Всеволод Мейерхольд, Алексей Попов, Николай Охлопков, Андрей Гончаров и Сергей Арцыбашев. Нынешний художественный руководитель театра Егор Перегудов говорит, что новый, 102-ой, сезон в проходит под девизом «Театр врывается в жизнь».
Маяковского в это вечер не только читают — но и поют на манер легендарного «Письма» группы Сплин. Актерский «кавер» в авторской аранжировке в зале вызывает шквал аплодисментов — как и переложенные на музыку «Стихи из предсмертной записки».
Удивительно, но на сцене бывшего Театра Революции «Серебряный век» (вернее, его финальные годы) вспоминают совсем не с позиции новаторов всех мастей, на которых эпоха была богата. Зато есть уютные, камерные и немного интимные лирические «воспоминания» Сергея Есенина, Александра Вертинского и Марины Цветаевой. Все они — тоже о своего рода революции, о резких и неожиданных поворотах (в любви, расставаниях, потерях и встречах): будь то чувство к другому человеку или любовь к самому себе. Особенно трогательно из зрительного зала звучит монолог Игоря Евтушенко о «консьержкиной Лизе» авторства Саши Черного.
За поэтическое «подношение» ко Дню Рождения отвечают преимущественно молодые актеры Маяковки. Запоминаем имена (артистов много, все по-своему хороши!): Алина Вакаева, Александра Маховикова, Мамука Патарава, Иван Сапфиров, Кирилл Кусков, Иван Ковалюнас… К ним присоединяются мэтры, корифеи, самые преданные «маяковцы». Любовь Руденко удивляет «Монологом бродвейской актрисы» Евгения Евтушенко, Наталья Коренная говорит о «Красавицах» Маяковского.
Дарья Повереннова в этот вечер поет Бродского и читает Вознесенского:
— Ну можно ли в жилет пулять мороженым?!
А можно ли в капронах ждать в морозы?
«Бьет женщина» в ее исполнении звучит ритмично и пронзительно, но не обреченно. Такая интонация выбрана для «оттепели» — всегда узнаваемой и родной, немного очаянной, но пропитанной надеждой на перемены. Вознесенского чередуют с Евгением Евтушенко, Риммой Казаковой и Эммой Мошковской. «Шестидесятников» словно объединяют чувством хрупкой внутренней «революции», но уже другого рода — по секрету говорят о той самой «роли», которая лирическому герою так и не досталась, мальчишке что живет «где-то» и во всем оказывается лучше и — о внезапном душевном спокойствии.
Юрий Коренев радует Бродским (оказывается, Юрий Анатольевич внешне так похож на поэта…). В зрительном зале вспоминают не только Иосифа Бродского, но и его друга, поэта Евгения Рейна — одного из немногих авторов, наряду с Бродским благословленных Ахматовой.
У этого концерта нет кульминации — каждый «номер» удивляет по-своему и словно бы открывает мир другой, «непарадной», непредназначенной для театральной сцены поэзии. Его жемчужиной становятся известные (и не очень!) стихи поэтов восьмидесятых, девяностых и нулевых: Нины Искренко, Олега Груза, Тимура Кибирова, Федора Сваровского и многих других. Имена современников в зрительном зале «переоткрывают» здесь и сейчас.
Трогательная «Маша» нашего современника Федора Сваровского — это единственное произведение автора в творческой программе. В концерте это стихотворение становится одним из самых ярких, и тут дело не только в том, что произведение наполнено забавными метафорами и тонкими образами родом из наблюдений современного автору века. Олег Сапиро и Анастасия Мишина говорят о милом и современном счастье — и эта тема как будто бы становится созвучна всему концерту.
От Нины Искренко маяковцам достается пронзительное и ироничное «признание», которое читает Дарья Хорошилова. И если первые строки стихотворения в зале вызывают смешки, то спустя секунд тридцать лица у зрителей вновь становятся серьезными:
— Написала все как было
дескать многое могу
Написала
и наклеила на лбу
На стихах Дмитрия Пригова («Вот поди ж ты — на/ Целу курицу сгубила/ На меня страна») в зале смеются немного нервно. Очередь для Блока и Лермонтова, вода, после которой хочется жить, толкучка в метро… Пригова тут раскладывают сразу на несколько мужских голосов, из его творческого наследия выбирают самое короткое, смелое, абсурдно-сатирическое, но приближенное к реальности.
Женщины предпочитают более молодых художниц слова — Анну Логвинову и Сола Монову. У самых читаемых поэтесс Рунета берут нежные, но в то же время острые стихи с вкраплениями жизненных ситуаций. У этого поколения — уже узнаваемые герои-современники: идеальные матери, что встают в пять утра, их дочери-веганши и пацифистки «в бесформенной одежде». Зато сразу понятно: какая жизнь, такая и правда, а поэзия по-прежнему наблюдает за тем, что происходит сейчас.
Свой 102-ой День Рождения Маяковцы встречают громко и празднично, и в памятный для театра вечер много говорят о счастье и любви. А для того, чтобы рассказ получился ярким и убедительным, выбирают самое близкое из целого века — это ли не отличный повод оглянуться назад и попутно вспомнить о богатой истории и былых победах?