Новости с разных регионов

В “Геликоне” стартовал конкурс молодых режиссеров

«Режиссура – это явление любви»

Шестой Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» проходит в театре «Геликон». 10 режиссеров из России — Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, а также из Белоруси и Казахстана, соревнуются за лауреатство. Их судит авторитетное жюри, состоящее из мэтров оперной режиссуры и менеджмента. В том числе, знаменитый  итальянский режиссер Джан-Карло дель Монако, сын легендарного тенора. Возглавляет ареопаг худрук «Геликона» Дмитрий Бертман. По традиции «Московский комсомолец» в финале присуждает собственную премию своему фавориту.

«Режиссура – это явление любви», — заявил член жюри Джан-Карло дель Монако, подводя итоги первого тура. «То, что режиссеры демонстрируют этот интимный процесс при зрителях – свидетельство их невероятной отваги. Я бы никогда на это не решился». Сам маэстро вспомнил, как он еще ребенком придумывал свои спектакли, слушая музыку и глядя на потолок комнаты, в которой проводил время, пока его звездные родители колесили по всему миру с концертами и спектаклями. А еще он подчеркнул, что находиться в России для него огромная честь – любовь к русской культуре он унаследовал от своего отца, великого певца Марио дель Монако.

Десять режиссеров на сцене Белоколонного зала при помощи выдающихся геликоновских артистов, которые, строго говоря, ни в какой режиссуре не нуждаются, показывают свои конкурсные работы. Первый тур – сольные арии. Здесь и «Евгений Онегин», и «Волшебная флейта», и «Паяцы», и «Бал-Маскарад», и «Борис Годунов»… Знаменитые сцены представлены конкурсантами с разной степенью смелости и проработки. Участник из белорусского города Хойники Андрей Стешец в качестве предлагаемых обстоятельств в «Борисе Годунове» использует … ограбление банка. Алуа Сабо из Алматы заставляет Азученну  склонять Манрико к убийству, а москвич Константин Камынин всеми возможными способами убеждает зрителей, что Ольга испытывает к Ленскому адское отвращение. Выпускник ГИТИСа Леонид Лавровский вместе со своим героем Папагено надевает наручники на милых девиц – за этим внимательно наблюдает его отец, выдающийся танцовщик и хореограф Михаил Лавровский.  А ученица Дмитрия Бертмана Екатерина Берез показывает свою интерпретацию гадания Марфы из «Хованщины»: ее Марфа вовсе не колдунья – она ловко манипулирует психикой князя Голицына для реализации собственных целей.

Конкурсанты стремятся удивить зрителей и жюри. И в этом смысле они ничем не отличаются от первых участников самого первого конкурса «Нано-опера», зародившегося 12 лет назад. Те тоже стремились удивить, эпатировать, шокировать… Но и общетеатральный контекст тогда был несколько иным: то, что 12 лет назад казалось относительно новым и смелым, сегодня превращается в штамп и дежурное «хулиганство».

Читать также:
Кинематографисты Иркутска выдвинули свою версию гибели Александра Вампилова

Двое из первых участников Нано-оперы сегодня выступают в качественно иной роли: Алексей Франдетти, ныне известный постановщик, главный режиссер театра «Ленком» — в роли ведущего, а Павел Сорокин, главный режиссер Ростовского музыкального театра – в качестве члена жюри. 

Оба они не скрывают своей горячей поддержки в адрес нынешних участников: испытав на собственной шкуре страх и трепет профессионального стриптиза – а именно так можно трактовать вынос в публичное пространство крайне личного механизма режиссерской работы с артистами – и Сорокин, и Франдетти оказываются в большей мере на стороне конкурсантов, а не судей. 

А потому слова Павла Сорокина после первого тура прозвучали весьма ободряюще: «Вы прошли отбор из более чем 240 претендентов – и это уже большая победа. Добро пожаловать в режиссерскую семью!»

Председатель жюри Дмитрий Берман по обыкновению был гораздо более строгим: «Когда оперный певец начинает петь, я уже через несколько минут знаю про него все – про его семью, его взгляды, предпочтения, характер. То же самое можно сказать о режиссере: 10 минут спектакля или эскиза – и я все понимаю про этого человека: образование, степень любви к делу, общая культура. Концепция – не главное в режиссуре. Подсказать концепцию может кто угодно – и сделать это еще лучше, чем вы: художник, сосед, жена, жена соседа… Ваша задача – выстроить отношения на сцене. Мой великий педагог Матвей Абрамович Ошеровский научил нас формуле: кто кому тетя? То есть, каковы отношения между персонажами? А для этого есть инструменты: интонация, цезура, темп, ритм…И если режиссер к радости певца, который мечтает об оперных штампах, освобождающих его от психологической задачи, говорит: ты здесь расстроен – схватись за голову, то это не режиссура».

По итогам первого тура в дальнейшем состязании примут восемь участников. МК следит за всеми и в финале определит своего победителя, которому будет вручен диплом и приглашение на интервью. Выбор МК может не совпасть с выбором жюри, так как премия газеты вручается по традиции самому дерзкому участнику конкурса.