Но скандала, который произошел на премьере балета «Весна священная» Нижинского в Париже, Маэстро пообещал не повторить
В преддверии открытия 249 сезона в Большом императорском фойе на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Валерий Гергиев дал фактически первую пресс-конференцию в качестве гендиректора Большого театра. На этот пост он был назначен более полугода назад, и занимает должность гендиректора с 1 декабря 2024 года . На сбор труппы журналистов в этом году приглашать не стали.
Вместо стола президиума — маленький столик с микрофоном и стулом. Руководители творческий подразделений, например, худрук балетной труппы, управляющий оркестром или пресс-секретарь театра, которая по традиции вела подобные конференции, сидят вместе с журналистами. Махар Вазиев – руководитель балетной труппы, впрочем, припозднился и появился на пресс-конференции уже ближе к концу.
Впрочем, их присутствие было не обязательным, потому как на вопросы они не отвечали, да и вообще, после почти часового монолога Маэстро время на вопросы было ограничено. Об этом напоминали театральные звонки, которые несколько раз звучали во время пресс-конференции. Журналисты успели задать всего 4-5 вопросов. Причем главный из них, касаемый резкого скачка цен на билеты в Большой (на балет «Лебединое озеро» они достигают» 50 тысяч рублей) так и не прозвучал. Маэстро интересовали дела творческие, а не бытовые…
Новый гендиректор продемонстрировал перед представителями СМИ пример вдохновенного монолога отнюдь не управленца, бюрократа или функционера, но человека творческого. Его речь была великолепна. Планы поистине грандиозны… Названы десятки имен композиторов и произведений, которые должны идти на сцене Большого. Но понять из этого огромного списка имен и названий, какие конкретно из них запланированы на 249 сезон премьеры опер или балетов не было возможности… На робкий уточняющий вопрос, Маэстро высказался, что все названные им произведения и будут показаны в 249 сезоне.
Открывая предъюбилейный 249 сезон Валерий Абисалович прежде всего подчеркнул, что в приоритете будут «имена величайших русских творцов».
— Прежде всего это Глинка, Мусоргский , Чайковский… Этот проект начинается с показа «Спящей красавицы», которая несколько лет отсутствовала в репертуаре Большого театра. «Лебединое озеро», «Щелкунчик» порадуют уже в первые месяцы сезона, надеемся, очень многих. У Чайковского есть такие произведения как «Чародейка». Я не скажу точно, когда «Чародейка» была показана последний раз на сценах Большого театра, это не столь важно. Но сегодняшнее поколение артистов, а также публики, безусловно, будут рады встрече с этой очень сильной оперой Петра Ильича Чайковского. Да, она уступает в популярности, например, «Евгению Онегину», который тоже отсутствует в репертуаре Большого. «Пиковая дама» — опера Чайковского. Есть балетный спектакль недавно сделанный, он обязательно вернется, но может быть не сразу… Приоритет возвращения «Онегина» и «Пиковой дамы» достаточно скоро на эту сцену. А «Чародейка» — наш святой долг.
Валерий Абисалович таким образом элегантно дал понят, что он предпочитает настоящую музыку Чайковского, а не вариации на её темы, сделанные композитором Красавиным, и что одноименного балета, премьера которого прошла в декабре прошлого года и стала одним из достижений предыдущего сезона, в ближайшее время идти не будет. Но он обязательно вернется в неведомом будущем. А пока на сцене Большого будет идти настоящая классика…
Много говорил Маэстро и о совместных проектах Большого и Мариинского театров, которые уже частично были реализованы в предыдущем сезоне. Это направление, то есть совместное взаимодействие двух крупнейших музыкальных театров России и впредь будет приоритетным. Сотрудничество сразу двух гигантов, по упованиям Маэстро, и поможет реализации его грандиозных планов. А это и «возворащение «Китежа», и «Псковитянки», и «Ночи перед Рождеством»….
«Приятно что «Ромео и Джульетта» и вот сейчас «Спящая красавица» быстро возвращаются в репертуар великого театра. Но у Прокофьева есть балетные партитуры, которые обязательно дождутся своего часа. Я говорю и про «Скифскую сюиту», про «Ала и Лоллий». У нас сейчас есть молодые хореографы, которые вызвали достаточно большой интерес своими, зачастую успешными работами. Сейчас ведём переговоры с тремя российскими балетмейстерами, которые, как мне кажется, заслуживают чести быть приглашенными для полных постановок на сцену Большого театра».
Упомянул Маэстро и балеты «Блудный сын» и «Шут» Прокофьева, намекая, что может появится в репертуаре тройка балетов Прокофьева. А также «Золушка» («может не в этом сезоне»). Это может быть и возвращение версии Посохова, ранее шедшей в Большом театре, или создание нового спектакля. «Качество музыки призывает к тому, чтоб этот спектакль шел и на сцене Большого, и на сцене Мариинского театров» — сказал Гергиев, и с этим трудно не согласиться.
«Созданные великими русскими творцами эти балеты слишком подолгу отсутствуют в репертуаре не только Большого театра, но в репертуаре российских театров. Мне кажется, что Большой должен быть лидером этого движения за возвращение этих шедевров».
«Над всем стоят имена Прокофьева или, например. Стравинского» — настаивал Гергиев, говоря о тех премьерах, которые должный быть либо созданы или в том или ином виде вернуться в репертуар Большого театра. Причем это не только новые постановки. А среди хореографов Валерий Абисалович выделил имена Максима Петрова, Вячеслава Самодурова, несколько раз упомянув имя действующего солиста Мариинского театра Александра Сергеева, недавно осуществившего там премьеру «Коппелиии».
«Если Стравинский, величайший русский композитор является автором десятков балетов, давайте для начала вернем «Жар-птицу», «Петрушку», «Весну священную» и «Свадебку». «Петрушку», как и некоторые другие балеты (например, «Жар-птица»), Гергиев пообещал показать в классической версии Михаила Фокина. Причем скандала, которого как известно, произошел на премьере балета «Весна священная» Нижинского (маэстро рассказал на пресс-конференции и подробности этого скандала) в Париже, Гергиев пообещал не повторить. Этот балет возможен на сцене Большого театра опять же и как реконструкция исторической версия Вацлава Нижинского и как создание нового произведения. А может быть и того и другого….
Поминая Стравинского, упомянул Маэстро и оперу-ораторию этого композитора «Царь Эдип» с привлечением чтеца. Но когда будет осуществлен этот проект (в этом сезоне, в следующем?), впрочем, как и другие проекты о которых рассказывал Валерий Абисалович, понять было не возможно.
Дмитрий Шостакоович и Родион Щедрин – ещё два имени, которые явно будут в приоритете в репертуарной афише театра. Много говорил Гергиев о спектакле Покровского «Мертвые души», который когда то был в репертуаре Мариинского театра. Маэстро видел его еще будучи студентом и назвал «одним из золотых спектаклей послевоенной истории». «Мне бы хотелось, чтоб этот спектакль вернулся при жизни Родиона Константиновичаа. Это и его заветное желание» — сказал Гергиев….
Говоря о Шостаковиче гендиректор Большого театра сказал, что ему «некомфортабельно» от отсутствия в репертуаре Большого оперы «Семен Котко». Из рассказа Валерия Абессаловича следовало, что вернуть «Чародейку» и «Семена Котко» на сцену, в 1995 году призывал его и Святослав Рихтер. Стало быть, можно ожидать, что и эта опера вернется в ближайшее время. «Это не такое популярное произведение, как «Щелкунчик», но она свои семь-восемь показов а) заслужила, б) обязательно получит» — констатировал он.
Кроме того, говорил Гергиев о балетах «Светлый ручей» Шостаковича, «Конек-горбунок» Щедрина, который, по его мысли, следует посвятить Майе Плесецкой…. Да и вообще устраивать в Большом посвящения таким гениям, как покинувшим этот мир, так и ныне живущим, как Плисецкая, Атлантов и другие.
«Конечно, не только русские композиторы представляются нашими главными приоритетами», — сказал Гергиев. Говоря о зарубежных композиторах, которые тоже дожидаются своего часа в афише театра, Валерий Абисалович назвал прежде всего Вагнер и Верди. Причем одной оперой Вагнера Гергиев ограничиваться не собирается. И совместными усилиями двух коллективов Большого и Мариинского театров собирается показать, например, «Кольцо Нибелунгов» или «Тристан и Изольду», «Летучий голландец» и «Тангейзер» и др. «Ресурсы двух театров позволят справится с этим на протяжении одного сезона» — заметил он.
Говоря о Верди Маэстро просто ошеломил свою аудиторию: «В этом сезоне мы сможем показать может 13-14 опер Верди. Опять же благодаря объединенным ресурсам». Естественно имел ввиду Валерий Абисалович не столько создание новых постановок, сколько уже существующие. «Это в десятки раз дешевле, чем создавать спектакли заново. Причина для создания спектакля с новым режиссером, это явная слабость предыдущего спектакля этого же названия». Показ «Отелло» или «Фальстафа», «Макбет», «Набукко» и другие — давно назревшая необходимость, считает Гергиев. «Если хотите – это наша обязанность перед Верди».
Говоря о новых постановках Маэстро упомянул «Риголетто» и «Аиду» (последняя будет поставлена в Мариинке), причем не разделяя постановки Большого и Мариинского театра. То есть Большой и Мариинка, уже действуют, по мысли Гергиева, в унисон, как единый театральный организм. Упоминал он и «Турадот», «Мадам Баттерфляй», «Девушку с Запада» Пуччинни и другие оперы. Но опять-таки, что это будет? Премьеры? Возобновления старого? Так и осталось тайной.