Новости с разных регионов

Какие бывают планы в кино

Кино, как и любой видеоконтент, в первую очередь рассчитано на визуальное восприятие. То, что зритель видит на экране, в основном и определяет его впечатление от сериала или кино онлайн. Поэтому визуальные приемы воздействия на восприятие, и в первую очередь чередование планов в видео, – это главное, что должен изучить начинающий режиссер или любой человек, планирующий создавать интересный публике контент.

Какие существуют планы в кино

Киноведы выделяют более 20 видов планов, относительно регулярно применяющихся современными творцами, однако к основным можно отнести только 6 из них.

Существует система Льва Кулешова – советского режиссера, актера, монтажера и одного из первых теоретиков кино. Она была описана еще в середине прошлого века и опубликована в книге «Азбука кинорежиссуры», до сих пор остающейся настоящим учебником для кинооператоров.

В своей работе Кулешов четко разграничил крупность кадров и привел варианты их применения в зависимости от поставленной режиссером задачи.

По Кулешову, выделяются 6 чаще всего применяемых планов, позволяющих добиться наиболее сильного эффекта:

  • детальным называют план, когда камера фокусируется на малых объектах или деталях, зачастую портретных – глаза героя, прядь волос, дрожание пальцев и др.;
  • крупным считается изображение лица с небольшим захватом пространства над головой персонажа. Снизу кадр обычно ограничивается по линии плеч;
  • средним погрудным планом именуют съемку героев от пояса и выше. Он информативнее, чем крупный, однако имеет меньшую силу психологического воздействия на зрителя;
  • при среднем плане в кино камера берет героев до колен. Он часто используется при диалогах, так как позволяет видеть не только мимику, но и жестикуляцию героев, не давая при этом зрителю отвлечься на малозначимые детали. Кроме того, средним планом часто снимают рабочие процессы, тем самым давая зрителю возможность вникнуть в суть деятельности, которой занят герой;
  • на кадрах, снятых общим планом, герои изображаются в полный рост с дополнительным пространством сверху, снизу и по бокам. Это дает зрителю возможность увидеть всю сцену целиком;
  • дальний план подразумевает, что персонажи занимают незначительную часть кадра – 1/7, а основное внимание уделено окружающему их пространству.

За счет продуманной смены видов планов в кино оператор и режиссер задают темп повествования, удерживают внимание зрителей и вызывают у них определенные эмоции.

Что такое крупный план и как его правильно применять

Один из самых мощных по силе воздействия видов кадров в кино, он возник буквально на заре киноискусства и до сих пор остается одним из наиболее используемых у режиссеров всех стран. Крупные планы можно было увидеть еще в XIX веке – в семи-секундном видео Уильяма Диксона 1894 года и у Джорджа Альберта Смита в его работах 1900 года. А уже в 1901-м крупный план приобрел динамичность: в ленте Джеймса Уильямсона камера приближалась к герою, постепенно наращивая размер находящейся в кадре детали.

Крупные планы стали фирменными фишками таких всемирно известных режиссеров-классиков, как Стивен Спилберг (существует даже термин «спилберговское лицо» – Spielberg Face), Стенли Кубрик, Дэвид Линч, братья Коэн, Альфред Хичкок, Дэмьен Шазелл.

Почему именно этот вид кадра стоит особняком среди всех видов планов в кино по крупности? Сегодня это самый мощный (хотя и не слишком оригинальный) инструмент в арсенале режиссера.

Крупный план позволяет:

  • мгновенно выделить объект;
  • подчеркнуть его значимость;
  • дать зрителю намек на имеющийся подтекст или важную для дальнейшего развития сюжета деталь;
  • усилить эмоции героев и вовлечь в них наблюдателя;
  • обозначить причинно-следственную связь;
  • ускорить или замедлить темп событий и др.
Читать также:
В отелях Турции хотят убрать алкоголь из системы all inclusive

На посыл, передающийся с помощью крупного плана, во многом влияет позиция, которую занимает камера по отношению к герою. Значение планов меняется в зависимости от угла съемки:

  • если героя снимают сверху, он выглядит жалким, слабым и приземленным;
  • наоборот, кадр, снятый снизу, подчеркивает масштаб личности и важность героя;
  • «ломаный горизонт» передает нервное состояние персонажа, создает атмосферу напряженности и саспенса;
  • смотрящая прямо в глаза герою камера дает зрителю возможность заметить микромимику, проникнуться его психологическим состоянием, вовлекает его в сопереживание;
  • съемка из-за плеча словно «растворяет» героя, оказавшегося в расфокусе, и привлекает внимание к другим персонажам, предметам или происходящим вдалеке событиям. Это парадоксальная ситуация, когда крупный план основного героя подчеркивает, что главный в этом кадре – не он.

Общий план: как снимается

Существуют разные подходы к его съемке. Например, общий план можно брать сверху вниз – это подчеркнет масштабность пейзажа, пустынность или, наоборот, многолюдность, даст зрителю вводную информацию о месте или времени событий, в которые ему предстоит погрузиться. Часто такие планы применяются при изображении батальных сцен.

Другой подход к общему плану – с камерой, установленной на уровне груди или глаз зрителя. Этот прием используется, например, при съемке идущих по городской улице людей, сливающихся в единый поток.

Смешанные планы

С приходом цифровизации в кинематограф большое распространение получили так называемые смешанные планы. При их использовании в одном кадре оказываются изображения разной величины. Причем в общий план могут врезаться как присутствующие на нем объекты, так и не, которых в кадре в данный момент нет.

Выбор нужного плана

Какие бывают планы в кино

Решение о том, какой план предпочтительнее в той или иной сцене, совместно принимают режиссер и оператор. Задача первого – объяснить целостную концепцию эпизода, свое видение происходящего, выделить детали, которые необходимо подчеркнуть. Оператору при этом предоставляется свобода действий в выборе среднего, общего или крупного плана, положения камеры, угла съемки, движения или статичности объектива и объекта и др.

В меньшей степени, но тоже имеет значение мнение других членов съемочной группы. Художник-постановщик уточнит положение декораций, а продюсер отметит, какие предметы должны оказаться в кадре с точки зрения маркетинга (скрытая реклама) или дальнейшей кампании по продвижению. Например, он заранее может определить планы, которые позже будут использоваться на рекламных баннерах и афишах.

Основное правило, применяющееся при смене планов, – зритель не должен испытывать дискомфорт. Это не значит, что его нельзя пугать или интриговать. Какими бы ни были виды планов, в их последовательности должна быть логика, ясная, может быть, не с первого взгляда, но со второго – точно. Зритель не должен ловить себя на мысли «Зачем я это смотрю?» и видеть только груду разрозненных деталей.

Планы не рекомендуется увеличивать последовательно, то есть пошагово идти, например, от общего к крупному. Это выглядит скучно, затянуто и неоправданно фиксирует внимание на монтаже.

Виды кадров лучше менять через один: общий – крупный – дальний – средний и др. Так удается добиваться достаточно высокой динамичности картинки.

Заключение

Планы в кино являются мощным инструментом воздействия на зрителя. С их помощью режиссер не только придает динамичности повествованию, но и фокусирует внимание людей на говорящих деталях или создающих настроение картинах. Смена или смешение планов обогащают визуальный ряд фильма/сериала, повышают зрелищность контента, что в конечном итоге благоприятно сказывается на вовлеченности зрительской аудитории.