Новости с разных регионов

«Лейтенантская проза» прозвучала в Москве на испанском, чешском и датском

К тройному юбилею писателей-фронтовиков в Библиотеку иностранной литературы съехались послы Боливии, Сербии, Никарагуа и не только

Василю Быкову, Борису Васильеву и Владимиру Богомолову в этом году на троих – триста лет, на каждого по сотне. 19 июня – сто лет со дня рождения В. В. Быкова. По рождению белорус, по духу – советский, Василь Быков – автор беспощадной, натуралистичной, но и гуманистической прозы о войне. «Дожить до рассвета», «Знак беды», «Обелиск», «Альпийская баллада». «Окопная правда» его произведений не русская, не белорусская и даже не советская, она общечеловеческая. И всё понятно, – даже по-арабски.

Вбегаю с опозданием, насквозь промокшая под нормальным летним дождём. Книжный клуб Иностранки – небольшой зал, сосредоточенные лица слушателей, статная девушка на сцене читает с листа. Быстро понимаю, что ничего не понимаю: какой язык-то? Вслушиваюсь: много шипящих, вроде и славянский. Читают отрывок из повести Быкова "Знак беды", статная девушка – Кристина Гагич, старший советник посольства Сербии в Москве. Язык – сербохорватский.

Большая часть публики – приглашённые чтецы, послы, друзья Библиотеки имени М.И. Рудомино на Таганке. Основанная в 1921 году, библиотека – неизменное место встречи иностранных гостей, переводчиков, атташе, просто читателей. Сегодня "лейтенантскую прозу" советских писателей по случаю тройного юбилея читают на испанском, немецком, французском, датском, арабском. Больше всего на испанском: здесь послы Республики Никарагуа, Боливии, Эль-Сальвадор, которых специально попросили читать на родном языке. Так бы с удовольствием читали по-русски: все присутствующие здесь это умеют и любят.

Советник посольства Киргизии Гульбарчын Байымбетова, перед тем как зачитать – конечно, на русском – отрывок из быковского "Обелиска", долго говорит о национальной памяти, о том, как важно читать произведения о Великой Отечественной войне. И вспоминает: эту повесть "разбирала" с учителем ещё в школе, запомнила на всю жизнь. Госпожа Наталия Фортуни, советник и глава культурного отдела посольства Соединённых Штатов, – Мексиканских! – с удовольствием объявляет, что будет читать по-русски. И читает превосходно, только один раз поставив ударение неправильно: на средний слог, как в испанском. Это из Владимира Богомолова, "Иван. Зося". Потом включают фрагмент из фильма по "Зосе". Фортуни шутливо комментирует с места: "А можно и весь фильм включить!"

Иностранные атташе слушают внимательно, приветствуют аплодисментами, более громкими – фрагменты из советских фильмов, поставленных по произведениям юбиляров. Но больше всего публике, похоже, понравилось исполнение сотрудниками библиотеки интернациональной "Катюши".У нас принято вспоминать о Великой Отечественной как минимум дважды в год, 9 мая и 22 июня. День Победы и День скорби. В эти звучат стихи – Окуджавы, Высоцкого, Рождественского, Друниной, Берггольц, пересматриваются фильмы о той войне.

Читать также:
Племянник Майкла Джексона сыграл главную роль в байопике: продюсеры раскроют правду о поп-короле

Принято вспоминать своих предков: в каждой семье есть, о чём поговорить и о чём помолчать за общим столом. Не принято ворошить совсем уж страшные воспоминания – слишком тяжело. Поколение наших бабушек и дедушек, поколение их родителей не любило рассказывать детям и внукам о войне.

Эти рассказы о неприглядной изнанке остались в произведениях так называемой "лейтенантской прозы". Поэзия о войне – это одно, даже если стихами с новыми поколениями говорят мёртвые, повторяя, как набат, свой священный завет: "Помните". Проза о войне – это другое. Она про вшей, грязь, смерть, снаряды, кровавые бинты и оторванные ноги. Это про двадцатилетних ребят – неизвестных солдат, погибающих в окопах. Не о великих потрясениях, победах и поражениях, но о "боях местного значения", под маленькими, забытыми и поныне деревнями и сёлами. Да что уж: вряд ли случайный россиянин сегодня назовёт без ошибок все города-герои. Не говоря о представителях другого народа, когда-то воевавшего против фашистов плечом к плечу с русскими братьями. Как там пели Утёсовы:

Заплатит фашистский Берлин:

За Невель, за Гомель,

За Харьков за Киев,

За Днепропетровск и Донбасс!

Конец 50-х – начало оттепели. Не слишком рано и не слишком поздно, когда уже и пока ещё можно писать и печатать "окопную правду", как презрительно окрестили произведения Быкова, Богомолова, Васильева критики и журналисты тех лет. В чём-то их можно понять: такая проза не "поднимает дух", скорее шокирует и провоцирует на ремарковскую рефлексию. Критиковали за "дегероизацию" советского народа, – каково? Противостояла "лейтенантам" литература "лакированная": исключительно возвышенный героический пафос романов и повестей. Оно бы всё и хорошо, вот только – какой ценой?..

Вот о чём "лейтенантская", окопно-правдивая проза наших советских писателей. Хорошо бы подольше помнить о цене той победы. И ведь помнят – оказывается, не только в России, но и в Мексике, Никарагуа, Сербии, Киргизии, Южной Осетии, Боливии.