Новости с разных регионов

Репортер «МК» оценил великий долгострой Третьяковской галереи на Кадашевской набережной

Строительство неоднократно задерживалось и прерывалось

Из всех больших строек Третьяковской галереи здание на Кадашевской набережной — самое сложное. Закладной камень был положен в землю напротив Кремля еще в 1995 году. Проект архитектора Андрея Бокова, который в эпоху застоя был свежим дыханием архитектурной Москвы, сегодня смотрится как советское ретро. Даже несмотря на то, что в 2013 году архитектор Сергей Чобан сделал новое фасадное решение для здания, изобразив на нем рамы, в которых видны главные шедевры Третьяковской галереи — от Васнецова до Малевича. Что будет в Кадашах, узнал «МК», пройдясь по почти законченному зданию.

Третьяковка в Кадашах, задуманная еще Алексеем Щусевым в 1940-х, стала самой проблемной стройкой собственно Третьяковки. Мало того что долго не могли найти бюджет на строительство, и проект успел устареть, но, когда средства все-таки были выделены, не обошлось без коррупции. В итоге начатое в 2007-м строительство было прервано судебными разбирательствами по поводу хищения 87 миллионов рублей; в 2011 году сел заместитель генерального директора музея Олег Беликов. Из-за чего пришлось начинать все заново. Это произошло при Ирине Лебедевой, которая была отправлена в отставку в феврале 2013-го.

Конкурс на новое фасадное решение провели еще при Лебедевой. С приходом на пост директора Зельфиры Трегуловой его идея сохранилась и в итоге была реализована. Сроки сдачи проекта не раз сдвигались. Так, в 2019 году Трегулова объявила, что здание будет сдано в 2022 году, но это была не последняя задержка. Как раз в 2019-м за стройку взялся новый подрядчик, которому и пришлось доводить историю до финала, когда, по понятным причинам, международные договоренности с поставщиками были разорваны, и пришлось срочно искать новое оборудование и инженерию в других местах. Забегая вперед, скажем, что лифты, вентиляционная система и другие коммуникации в итоге были закуплены в основном у китайских производителей.

В здании пять этажей. На первом сейчас монтируют две выставки: «Вселенная Третьяковки», которая рассказывает о географии музея, а у него несколько десятков филиалов по всей стране (на сдаче — здания в Самаре, Калининграде, Владивостоке), и проект «Азбука», который рассказывает об основных шедеврах ГТГ. Эти выставки будут работать до весны 2025 года. Они представлены без подлинников: работы можно смотреть в мультимедиа-формате (например, если ткнуть на букву «А», выскочит «Аленушка» Васнецова). А корпуса Третьяковки можно наблюдать в виде макетов с комментариями.

Выставочный зал размером 4 тысячи квадратных метров еще задолго до открытия вызвал массу споров. Дело в том, что его проектировали финские архитекторы несколько десятилетий назад. Предполагается, что там будут выставочные панели, которые можно передвигать в зависимости от формата экспозиции. Однако критики утверждают, что они маломобильные и неповоротливые. Впрочем, пока никаких панелей в зале не видно. Он больше напоминает голую парковку, над которой нависают квадратные панели в стиле модернизма 1980-х. Примерно такой же потолок — в здании на Крымском Валу, которое проектировалось в 60-е, открыто было в 80-е, а через год должно уйти на ремонт.

В целом ощущение в новой Третьяковке в Кадашах — словно ты попал в машину времени и оказался в эпохе застоя. Только все интерьеры — свеженькие, только что смонтированные. Тем не менее надо сказать спасибо всем причастным, ведь долгострой мог остаться на этапе котлована, и в какой-то момент казалось, что филиал вовсе не будет построен. Что касается критики, то Сергей Фатеев, заместитель директора по строительству подрядчика, только разводит руками: «Мы сделали что смогли. Любое новейшее решение уже через 10 лет будет смотреться как ретро. Со своей стороны мы смогли в сегодняшних условиях добыть не худшее оборудование, которое работает и отвечает всем высоким стандартам музейного уровня».

Читать также:
Вокруг немецкой культовой хэви-группы Rammstein разразился секс-скандал

Помимо выставочного зала, где будут показывать большие выставки-блокбастеры, в Кадашах разместится администрация ГТГ (Проничева тоже сюда переедет), а главное — реставрационные мастерские (1500 кв. м) и хранение (900 кв. м). Здание связано с главным корпусом в Лаврушинском переулке коридором, который нависает на уровне второго этажа. Решение это логичное, потому что таким образом сотрудникам будет легко перемещать экспонаты из одного здания в другое. Впрочем, на вопрос журналистов о том, почему коридор не сделали на уровне первого этажа, ответить строители не смогли. Касательно хранения — в новом корпусе предполагается расположить графику. По крайней мере, сейчас. Но когда закроется ГТГ на Крымском Валу, то очевидно (и Елена Проничева это подтверждает), что многие экспонаты оттуда переедут сюда. Пока точного плана нет, но в течение ближайших месяцев его обещают составить.

Есть в новом корпусе и конференц-зал, где станут проходить лекции и семинары. Именно там 23 мая будут вручать музейную премию имени Лихачева, где наградят в 16 номинациях музейных работников разного уровня — от директоров до экскурсоводов. Сейчас на сцене монтируется конструкция, которая тоже смотрится немножко ретро.

Еще одно неоднозначное впечатление от здания. Несмотря на то что атриум выглядит довольно просторным и воздушным, многие системы работают странно. Например, лифт механическим голосом объявляет, что «вы приехали на четвертый этаж», хотя на самом деле мы на третьем. Двери очень тяжелые, и даже здоровому взрослому человеку открывать их удается с трудом. Что уж говорить о пожилых или с ограниченными возможностями людях… Строители говорят, что это из-за того, что внутри вмонтированы металлические противопожарные вставки. Обещают решить эту проблему — впрочем, непонятно, возможно ли это. Кроме того, фасад Сергея Чобана в виде рам, внутри которых графически изображены известные произведения из фондов ГТГ, снаружи смотрится еще более-менее, а вот изнутри окна кажутся грязными.

В общем, все признают, что из-за того, что стройка затянулась, новое здание на выходе оказалось не очень-то и новым, больше похожим на советское, чем на современное. Тем не менее цель достигнута: долгострой удалось довести до финала, и наконец-то у Третьяковки, которой так нужны дополнительные площади (особенно чтобы заняться ремонтом Крымского Вала), появятся возможности для маневров и новая точка притяжения. Недоделки будут доводить до ума уже в процессе эксплуатации. Благо время есть. Первая большая выставка откроется в Кадашах в октябре, и это будет проект, посвященный передвижникам.