Новости с разных регионов

«Танцы» против «Матушки»: в июльском чарте схлестнулись ретро и идейная конъюнктура

Ретро-поп, трэш-фолк и мачо-страдания

После двух летних месяцев в чартах «ЗД» нет даже намека на отпускное настроение. Новые треки обнародуются с педантичной регулярностью, к тому же происходит некое подобие схватки между привычной поп-стратегией и намерением выжать максимум из конъюнктуры.

Егор Крид и Jony выдали совместный трек, просчитанный прямо-таки с математической точностью. Узнаваемые голоса, жирный бит, слезливый страдальческий текст в исполнении двух мачо. Это не всегда работает как формула стопроцентного успеха, но в данном случае все получилось, и причастные могут с восторгом смотреть на впечатляющее количество нулей в статистике просмотров.

Впрочем, вокруг «Дыма» возник еще и неожиданный светский контекст. Настырные и пока ничем не подтвержденные слухи о том, что Крид если и мачо, то «не тот», а просто играет роль дамского угодника, подобно цунами захлестнули интернет-пространство. Популярный рэпер, конечно, далеко не первый звездный мужчина, который подвергается такому нахрапистому аутингу, но в его случае разговоры об огне, без которого не бывает инфодыма, ведутся с маниакальным упорством довольно давно. Сам артист фантазию светских крикунов не комментирует и равнодушное молчание в данном случае, наверное, так же уместно, как бит и флоу для успешного трека.

Искать в «Старшем Лейтенанте» Ольги Серябкиной признаки сиквела «Младшего Лейтенанта» Ирины Аллегровой — намерение предсказуемое, но не имеющее особого смысла. У Аллегровой в свое время получился страстный крик души, у Серябкиной скорее прохладный фем-манифест. Но и Ирина Александровна, и Ольга Юрьевна в этих песнях очень убедительны, если не сказать порочно хороши. Не факт, что поклонники Серябкиной в курсе того, чем в свое время стал аллегровский «Младший Лейтенант» для музландшафта девяностых. Но если они изучат исторические материалы, то обнаружат, что бравый офицер заслужил новую звездочку на погонах, и называть этого «старшего» блеклой тенью того «младшего» могут только бессердечные ретроманы.

Читать также:
Минкульт запланировал признать два амбара на Соловках памятниками истории и культуры

Татьяну Куртукову уже наградили, вероятно, почетным титулом «Shaman в юбке», и певица, конечно, может наслаждаться своим триумфом с треком «Матушка». Вряд ли имеет смысл копаться в технологиях создания этого триумфа (обвинять шоу-бизнес в бесстыдном конформизме и пресмыкательстве все равно что ругать осень за сырость), но сама ситуация во многом занятная. Пока уже упомянутые Серябкина, Крид и Jony, а также многие другие попавшие в июльский чарт артисты упражняются в космополитичной поп-музыке, г-жа Куртукова и ее команда, вероятно действуя по идейной разнарядке, «модернизируют» под нужды момента фолк-мотивы.

В свое время две Надежды, Бабкина и Кадышева, получили немало язвительных замечаний по поводу их фольклора в формате валютного кабака, весьма примитивного изложения местной корневой музыки и прочих музыкальных грехов. Но Картукова с хлестким припевом «Для меня святая Русь, для других занозонька…» идет дальше, и ее циничность просто восхищает, если удастся побороть рвотный рефлекс. «Когда же все это поймут?..» — это из совсем другой песни, которая, впрочем, всегда у нас актуальна.

На фоне таких идейных манифестов песни вроде «Танцев» от Ани Лорак выглядят милым ретро. Они как будто из времен, когда артисты хотели дотянуться до лучших международных образцов и ничуть этого не стеснялись. Очень радует, что это безыдейное ретро все-таки пробивается в чарты, а значит, по-прежнему интригует публику. Вот вам настоящая занозонька в филейных частях некоторых современных поп-деятелей.