Новости с разных регионов

В галерее Ruarts исследовали феномен энтропии

Порядочный беспорядок в стиле ретро

«Система энтропии» — такое парадоксальное название получила выставка художника «уличной волны», который выступает под псевдонимом Petro. Автор исследует беспорядок и неопределенность с помощью обращения к классике русского авангарда, которую он эффектно смешивает с цифровым глитчем. Каким получился визуальный оксюморон, оценил корреспондент «МК».

Проект Petro открывает масштабное полотно, своим появлением оно обязано  обычному  календарю. Даты, которые по идее должны  идти одна за другой, здесь перемешаны в хаотичном порядке или  повторяются. На них наложена сетка из черных квадратов, которую рассекают красные линии. Petro намеренно обращается к классическим цветам русского авангарда, используя в своем проекте красный, черный и белый. Вместе с тем он использует математические коды и цифровые ошибки, тем самым соединяя системность и бессистемность. 

«Из-за технической ошибки месяцы наслоились друг на друга, подобно тому, как наше сознание смешивает всё, не заботясь о структуре. Календарь — это инструмент, с помощью которого мы, в сущности, распутываем свою жизнь. Он олицетворение пустоты и одновременно самый простой способ ее преодолеть», — объясняет художник, который больше 20 лет работает на улице, создавая муралы и граффити, а теперь подготовил выставочный проект.

Он подчеркивает, что не стремится победить беспорядок, а изобретает метод преодоления хаоса и страха перед ним. Как известно, всё во Вселенной началось с хаоса и всё так или иначе к нему периодически возвращается. Но так уж устроен человек, что в любом беспорядке ему хочется разобраться и привести всё к системе. Системная энтропия смотрится порой как математический чертеж, где из клеточек вырастают геометрические фигуры, а порой как экран взбесившегося компьютера, где крестики-нолики рифмуются со стертыми числами. Лейтмотивом многих работ становится та самая ошибка, которая выпадает даже из упорядоченного хаоса. Когда, например, среди одинаковых черных крестов вдруг возникает один красный. А среди черных штрихов —  красная линия и цифра того же  цвета. 

Читать также:
"Плевок в историю города": в Краматорске националисты снесли памятник Пушкину

В подходе Petro ощущается связь с опытами художника-математика Александра Федоровича Панкина, который скончался несколько лет назад. Он тоже вдохновлялся русским авангардом и пытался анализировать его с помощью математических формул. Так, именно Панкин определил, что на знаменитом полотне Казимира Малевича «Черный квадрат» площади белого и черного равны. То есть художник, который нашел свой стиль 80-90-х, определил баланс супрематической геометрии аналитическим путем. Попытка молодого автора — в том же ключе. Но Petro ищет свой путь и находит его, тем самым давая новое дыхание идеям начала ХХ века и актуализируя их с учетом сегодняшней цифровой эпохи. Энтропию, как верно замечает автор, победить нельзя, но с ней можно договориться. Глядя на работы с выставки, сложно поверить, что миром правит непреодолимое движение к хаосу. При этом легко понять, что и в таком порядочном беспорядке или, если хотите, беспорядочном порядке можно жить. Может, именно он и есть двигатель прогресса.