Новости с разных регионов

На Венецианской биеннале лежат в чехословацком жирафе и наблюдают за энергией японского арбуза

Юбилейная 60-я выставка посвящена теме «Чужестранцы повсюду»

В Венеции продолжает работу 60-я Венецианская биеннале. Как и на Венецианском международном кинофестивале, который является ее структурным подразделением с единой дирекцией, за высочайшие достижения в искусстве вручают главный приз «Золотой лев». В этом году его обладателем стал павильон Австралии. Общая тема выставки — «Чужестранцы повсюду».

Само понятие «чужестранцы» предполагает не только иностранцев, но и чужаки в своей среде и стране, аутсайдеров в искусстве, представителей коренных народов, ощущающих себя чужими  на родине, всех,  кто не вписывается в общий контекст. 

На нынешней биеннале представлены в основном неизвестные художники, и по замыслу организаторов, это  «праздник иностранцев, аутсайдеров, представителей коренных народов и редких идентичностей». 

Для художника границ не существует. Они – достояние мира, поэтому их национальная принадлежность не имеет значения. Вполне достаточно сведений о месте рождения. Траектория жизни  художников поражает. Родившись где-нибудь на Ближнем Востоке, творец отправляется в Европу или Россию получать  образование, работает и заканчивает свои дни совсем в другой точке планеты. Награжденную в этом году почетным «Золотым львом» за достижения в искусстве Нил Ялтер часто называют современной турецкой художницей, живущей во Франции. При этом она родилась в Египте, училась в Стамбуле, а потом перебралась  в Париж. 

В одном из павильонов Арсенала установлены светящиеся географические карты, на которых рука невидимого человека выводит карандашом маршрут, который ему  пришлось пройти в поисках лучшей доли. Автор инсталляции — Бухра Халили. А основана она на рассказах реальных беженцев. 

Главная тема выставки непосредственно связана с работами арт-дуэта Claire Fontaine из Палермо — Фульвия Карневале и Джеймс Торнхилл. Они дублируют  на 53  языках, включая исчезнувшие, слова «чужестранцы повсюду» в виде световых табличек Их разместили в сумраке бывших верфей Арсенала, где они отражаются в воде, создавая мерцающий свет. 

Куратором юбилейной биеннале впервые стал не просто представитель Латинской Америки, но и всего Южного полушария Адриано Педроза. Он – бразилец (а год назад на Архитектурной биеннале победила именно Бразилия), арт-директор Художественного музея Сан-Паулу. У него большой личный опыт перемещений по миру и жизни  в разных странах, где ему пришлось столкнуться с трудностями, которые испытывает любой выходец из так называемого третьего мира. И этот личный опыт прекрасно отвечает главной теме фестиваля. Хотя помимо прямого смысла, в данном случае можно говорить и о внутреннем состоянии, когда  человек ощущает себя чужаком, мигрантом внутри.   

На территории биеннале установили легкие белые колонны с изображением представителей колониальных народов. Год назад главенствовала колонна из черного испанского мрамора, символизировавшая Африку и то, как трудно человеку быть черным. 

Главный павильон в садах Джардини украшен яркой мозаичной росписью группы Mahku, представляющей традиционное и очень праздничное  искусство племени хуни куин из джунглей Амазонки. При этом оно прекрасно вписывается в современные направления и поиски художественного языка. Архаика и современность органично  сошлись. 

Первое, что видит посетитель, попадая в Арсенал, — это фигура путника,  нагруженного всем, чем только можно, включая акваланг, корзины, чемодан, светильник. Только потом мы входим в гигантский павильон,  своды которого словно бы стягивает гигантская сеть — инсталляции «Такапау» из прочных серебристых нитей. Она и получила «Золотого льва» как основной проект. «Такапау» создала  группа Mataaho, представляющей коренной народ Новой Зеландии маори. Примерно на таких же плетеных ковриках меньшего размера появляются  на свет дети маори. 

Читать также:
Предложившие переснимать советские киношедевры чиновники сослались на непонимание

Помимо павильонов в садах Джардини и на Арсенале можно совершенно бесплатно обойти  множество выставок  в соборах, старинных палаццо, садах и парках. Не надо даже их специально искать. Достаточно просто блуждать  по улицам и каналам, чтоб наткнуться на что-то интересное. Арт-представительства разных стран разбросаны по всей Венеции. В общей сложности работают 88 павильонов. География расширилась за счет дебютантов биеннале — Бенина, Эфиопии, Танзании,  Восточного Тимора. 

Австралийский павильон, получивший в этом году «Золотого льва», посвящен  истории одного рода. Корни художника Арчи Мура  уходят к племенам аборигенов бигамбул и камиларои по линии матери, а по отцу они – британские, шотландские. Мур досконально изучил свою родословную, которая насчитывает 65 тысяч лет, и создал инсталляцию «Родные и близкие». Черные стены павильона исписаны мелом. На них именами его предков. Получилось гигантское генеалогическое древо из подтвержденных и предполагаемых имен предков. В центре павильона расположена гигантская панель. Она напоминающая мраморную плиту, даже надгробие. На нем  уложены стопки документов, зафиксировавших злодеяния полиции и властей, сгубивших жизни  австралийские аборигены  за последние 30 лет. 

Павильон Австралии всегда запоминается чем-то неординарным. Однажды там была выставка, связанная с водой, в которую посетители могли входить хоть дважды, сбросив обувь. И если год назад на Архитектурной биеннале победила Бразилия с проектом «Земля», означавшим почву и определенную территорию,  планету в целом, землю как хранительницу памяти, без которой нет настоящего и будущего, то теперь вода  стала основой основ. В павильоне Гонконга выстроена целая экосистема. Множество  аквариумов, наполненных водой и установленных как стеллажи, бурлят, кипят, светятся как марганцовка. Трубочки подключаются к чему угодно, даже к  овощам  и фруктам, гигантскому арбузу в японском павильоне. Их сок и влага дают  электроимпульс, позволяющий работать самым разным приборам. Фруктово-ягодная инсталляция японской художницы Юко Мохри навеяна природными катаклизмами, в частности недавним венецианским наводнением.  

Один из самых странных и необычных — павильон Чехословакии. Он до сих пор так и называется, хотя такой страны давно не существует. В  данном случае старая вывеска оказалось подходящим, поскольку представлена чешскими художниками историю недолгой жизни жирафихи Ленки. Ее привезли в пражский зоопарк из Кении в 1954 году. Она  стала первым чехословацким жирафом. В неволе Ленка  прожила два года и вскоре умерла. Ее останки передали в Национальный музей Праги.  Там из нее изготовили чучело. А в венецианском павильоне представлены части жирафа, выполненные из самых разных материалов. Утомленные впечатлениями и прогулками туристы так и норовили забраться во внутренности искусственной Ленки и отдохнуть в ее мягкой шее.  

В австрийском павильоне сосредоточены воспоминания об СССР и «Лебедином озере». На большом экране идет репетиции балета Чайковского. В зале установлены зеркала и реальный балетный станок, с которого свешивается балетная пачка.  Это своего рода законсервированная память советской эпохи, когда  по телевизору в тревожные дни, когда умирал кто-то из вождей,  транслировался  Танец маленьких лебедей. Авторы этой работы — Анна Ермолаева,  родившаяся  в Ленинграде в 1970-м и с 19-лет живущая в Вене, и украинский хореограф Оксана  Серхеива.  Павильон России в этом году был отдан художникам Боливии.