Как познакомиться с Соломиным через одно рукопожатие
Малый театр празднует 200-летие своего здания. В честь знаменательной даты здесь подготовили несколько любопытных мероприятий, среди которых, помимо юбилейной премьеры, организовали выставку, на которой предоставляется редкий шанс познакомиться с уникальными экспонатами из музейных фондов Малого, большинство из которых показывают публике впервые.
Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под названием «Юбилейная коллекция», которая доступна всем зрителям. И пропустить такое точно нельзя, потому что, несмотря на отсутствие музея, в Малом богатейший музейный фонд. Нужно поспешить и успеть до конца сезона, потому что все экспонаты — подлинники, а значит, долго держать их на выставке под светом не представляется возможным.
На первый взгляд, конечно, мало что понятно: папки, монетки, платье, кораблик… Но за каждым из экспонатов скрывается увлекательная история, которая знакомит с театром и его людьми, открывая тайны его души.
Внимание привлекает изысканная ручка, некогда принадлежавшая Александру Островскому, все 48 пьес которого в Малом театре поставлены, а часть из них до сих пор идет с огромным успехом, не устаревая. Изысканное писательское оружие передали в дар Малому в честь 125-летия со дня рождения драматурга. А сегодня она символизирует неразрывную связь театра и Островским.
Об Александре Ленском здесь говорят с теплотой абсолютно все, несмотря на то, что прошло уже более ста лет, как его нет. На выставке впервые для публики представлен его бювар. Проще говоря, папка для бумаги, рисовальная бумага Ленского. Зачем режиссеру и актеру рисовальная бумага? Об этом спросит, пожалуй, любой. Но оказывается, что Ленский был еще и прекрасным художником, сценографом и художником по костюмам. Внутри папки — эскизы Ленского, а на оборотной стороне — рисунок, выполненный рукой Левитана.
После изучения бювара смело можно заявить, что вы знакомы с Соломиным через одно рукопожатие. Все дело в том, что Ленский был учителем актрисы Веры Пашенной, которая в свою очередь стала наставницей Юрия Соломина. Один экспонат, а за ним целая история…
Из неожиданных экспонатов — кораблик, подарок актрисе Елене Гоголевой от одной из воинских частей. В годы войны Гоголева была уже достаточно известной и могла отказаться от поездок на фронт, но она с риском для жизни ездила к солдатам поддерживать их боевой дух. Все годы Великой Отечественной актриса в составе фронтового филиала Малого театра играла в землянках и окопах, на бортах грузовиков, которые прятали в лесу. И в знак благодарности ей преподнесли этот кораблик.
Как символ спасения театра здесь выставлено несценическое яркое платье актрисы Натальи Розенель. Оно отсылает в 1917 год, тяжелейший для Малого. Сюда ворвались красногвардейцы и зверски разодрали штыками портрет Щепкина. Они, конечно, не знали, что Щепкин был из своих, крепостного происхождения, и его как раз надо было на знамя вознести… Но разграбили костюмерную, изуродовали сцену. Театр собирались закрывать: он же императорский, а значит, его нужно «сбросить с корабля современности», в которую никак не вписывался. И закрыли бы, если бы у руля Малого тогда не стоял Александр Южин, который нашел в новом правительстве человека, понимавшего важность Малого театра для отечественной культуры.
Этим человеком был Анатолий Луначарский. Помимо государственной деятельности он был еще и драматургом. И его пьесы наряду с классикой ставились на сцене Малого. Причем воплощали их здесь на высочайшем уровне, в традициях Малого, с почтением к авторскому замыслу. Так что совсем скоро места в зрительном зале заняли те, кто еще недавно был готов разорвать театр на куски, а Малый смог перестроиться и откликнуться на новую публику. Так причем же тут ярко-розовое платье? Оно ведь не сценическое. Но Наталья Розенель была актрисой Малого, а также супругой «спасителя» театра Анатолия Луначарского…