В Москве проходит шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас»
Космическая ромашка словно из пятого измерения. Квантовая суперпозиция из 365 зеркальных фрагментов. Вымышленный алфавит из супрематических фигур людей и животных. Наконец, девятиметровая волна, накрывающая звуком и цветом. Шестой фестиваль уличного искусства «Здесь и сейчас» превратил один отдельно взятый парк в территорию эксперимента на стыке науки, искусства и жизни. «МК» испытал на себе силу воздействия паблик-арта, встроенного в среду обитания ученых.
В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два фестиваля проходили в стенах выставочных пространств, а последние четыре — под открытым небом. Искусство точно так же все больше вырывается из помещений, становясь непривычной частью ландшафта, и меняет наше представление об окружающей действительности здесь и сейчас. Нынешний фестиваль собрал 13 арт-объектов: первые семь смонтировали в сентябре, еще три — в октябре, на днях будут готовы еще три. Среди участников события как заслуженные мэтры, такие как пионеры кинетического искусства Франциско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова и один из лидеров паблик-арта в России Марина Звягинцева, так и молодые авторы вроде Полины Фроловой и Егора Плотникова.
«Букет полевых цветов» студентки Школы дизайна НИУ ВШЭ Полины Фроловой вырос еще в прошлом году на территории одного из столичных жилых пространств, а теперь переехал в парк наукограда. Трогательный букет напоминает растения из другого измерения, словно материализовался на поляне из повести Кира Булычева «Тайна третьей планеты». Такое же впечатление производит «Косморомашка» художника, выступающего под ироническим псевдонимом Красил Макар: ее зеленые лепестки стоят на траве, словно это ножки, а из синей сердцевины торчат красные круглые тычинки. Вокруг лежат оторванные лепестки, будто кто-то уже поиграл в «любит—не любит» и предлагает нам мысленно закончить гадание.
Посерьезнее высказывания муралистов, которые расписали трубы, установленные в качестве козырька над лавочками, где могут отдохнуть и подумать над своими изобретениями обитатели наукограда. Молодой, но уже хорошо известный автор родом из Нижнего Новгорода Андрей Оленев очень натуралистично изобразил пейзаж, над которым чья-то рука держит лампочку с водой. Это образ процесса творения, отсылающего к легендарному восклицанию Архимеда: «Эврика!» Лампа символизирует возникшую словно ниоткуда идею, а вода — источник познания, которым является природа. Вокруг парят такие же лампы, кажется, стоит протянуть руку — и поймаешь идею за хвост. Точнее, за шнур. Таких вдохновленных козырьков-труб — серия. На еще одной — орнаментальный мурал Оли Iney Чикиной с тайнописью из физики и химии. На следующей — Анатолия Akue — яркими красками запечатлен процесс трансформации. Еще одно изображение — Ивана Найнти — в синих тонах запечатлен ученый перед множеством экранов.
Самые многослойные арт-объекты — у первопроходцев уличного искусства. Кинетическую работу Франциско Инфанте-Араны и его супруги и соавтора Нонны Горюновой нужно запускать: крутишь руль — и зеркальная конструкция, возвышающаяся над ландшафтом, начинает двигаться, отражая мир вокруг в преломлении. Авторы как бы раскладывают природу на молекулы и кварки, собирая реальность в новую конструкцию. Все зависит от точки зрения — стоит взглянуть на задачу под другим углом, и решение будет найдено. Каждая работа Инфанте — портал в иное, где микро- и макромиры становятся понятнее и ближе.
Работа Марины Звягинцевой расположилась в стратегической локации — рядом студенческое общежитие для будущих ученых, а прямо за «спиной» арт-объекта — площадка для дискуссий, простроенная по проекту архитектора Бориса Бернаскони в виде гиперкуба. Инсталляция не только произведение искусства, у него есть функциональное назначение. Это и скамейка, где можно посидеть и пообщаться. По бокам девятиметровой конструкции сиденья устроены так, чтобы люди оказывались лицом к лицу и начинали взаимодействовать. Своеобразной спинкой служат рейки разной высоты, которые вместе образуют подвижную звуковую волну. Такую можно увидеть на дисплее музыкального центра. Посреди инсталляции — гигантские наушники высотой 3,5 метра. В «уши» встроены современные динамики, благодаря которым можно сообща послушать музыку. Трек возможно выбрать в любом приложении и с помощью блютуса запустить в инсталляцию. Музыкальная конструкция расписана в фирменной технике автора — биотипии, где зеленая и фиолетовая краски причудливо смешиваются в потоке.
«Люди с разным мировоззрением и идеями неизбежно будут вступать здесь во взаимодействие, обмениваться мыслями, общаться, тем самым создавая неповторимую синергию. Люди науки бывают замкнуты на себе, но для прорыва часто не хватает взгляда извне, обмена мнениями. Я создаю платформу для синхронизации мыслителей — возможность оказаться на одной волне», — поясняет Марина.
Если сесть на арт-скамейку лицом к зданию-гиперкубу, то можно увидеть многократно отраженные в стекле наушники и будто оказаться в разноцветном портале. В этом измерении невозможно не испытать озарение и не воскликнуть: «Эврика!» Особенно если подождать вечера, когда инсталляция «На одной волне» зажигается фантастической подсветкой, оживляя текучую живопись автора.