Новый тренд в области сохранения культурного наследия представили на Восточном экономическом форуме. Совместный проект группы «Интеросс» и российской платформы «Атомайз» получил название «Цифровое искусство». В рамках проекта были созданы уникальные цифровые коды – NFT-токены.
В новом формате доступны фрески мастерской Рафаэля из собрания Государственного Эрмитажа. Символично, что работы великого мастера открыли эру токенизации предметов искусства в России. Это первый опыт менеджмента культурного наследия в нашей стране.
Для создания токенов использовались сделанные в самом начале процесса реставрации фотографии фресок. Каждую из них наделили индивидуальным кодом и преобразовали в цифровой арт-объект, содержащий дореставрационный облик произведения. Так как фрески уже отреставрированы, только приобретатели токенов смогут получить индивидуальные цифровые права на облик до реставрации. Средства, полученные с продажи NFT, будут направлены на другие реставрационные работы в коллекциях Эрмитажа.
Со своей стороны покупатели смогут использовать свои приобретения в формате гибридно-цифрового права. Презентуя проект, генеральный директор платформы «Атомайз» Екатерина Фроловичева отметила, что данный проект полностью поддерживается отечественной платформой.
– Присоединяясь к токенам, то есть становясь держателем токена, мы становимся субъектами гибридно-цифрового права, – рассказала она. – То есть приобретаем право на индивидуальное изображение и можем распоряжаться им по своему желанию. То есть токен может быть подарен, продан или передан безвозмездно, как любое имущество.
Всего на платформе «Атомайз» сейчас выпустили 60 «токенов Рафаэля», которые в равном количестве разделили между тремя фресками.
Для «Интеросса» этот проект кажется логичным продолжением курса на цифровизацию разных сфер бизнеса (инвестиции в разработчика «Рексофт» и платформу для предпринимателей «Точка»). Компания выступает адептом цифровой экономики и стремится использовать технологии, в частности блокчейн, на развитие общественно полезных проектов – как содействие российским музеям в сохранении наследия.
– «Интеросс» поддерживает музей «Эрмитаж» в течение многих лет, – отметил генеральный директор группы Сергей Батехин. – И сейчас наше сотрудничество вылилось в такой интересный совместный проект. С одной стороны, мы хотим привлечь внимание к такой сфере искусства, как реставрация, с другой стороны, технология токена нам позволяет сохранить предмет искусства в том виде, в котором он был до реставрации и после нее. В некотором роде это попытка создать уникальный образ, который в реальной жизни уже не существует, однако доступен в цифре.